С 20 по 27 октября в рамках Пятого международного фестиваля «Биеннале поэтов в Москве-2007» прошло более 30 мероприятий почти на 20 различных площадках. На этот раз встреча поэтов была организована как «фестиваль фестивалей», что во многом определило характер участников поэтических выступлений и некоторый уклон фестиваля в сторону обсуждения организации литературного процесса. В «Биеннале поэтов» приняли участие представители других крупных фестивалей и поэтических программ из Франции (Парижский международный фестиваль «Весна поэтов»), Германии (международная премия видеопоэзии «Зебра» Берлинской литературной мастерской), США (Национальный фонд поддержки искусств; «Межкультурные поэтические чтения» в Нью-Йорке: Русское поэтическое зарубежье), Испании (фестивали «Дни новейшей поэзии» в провинции Кадис и «Мадридский международный фестиваль»), Канады («Квебекский международный фестиваль» в Труа-Ривьер), Латвии (текст-группа «Орбита»), Грузии (фестиваль «Мзиури») и России (поэтические фестивали «СЛОWWWО», Калининград; «Стрелка», Нижний Новгород; «ЛитератуРРентген», Екатеринбург; «Майский фестиваль новых поэтов», Санкт-Петербург; фестиваль голосового стиха; поэтические видеоклипы).
Уже на открытии международной части фестиваля 23 октября в Театральном центре Мейерхольда члены зарубежных делегаций подробно рассказывали о работе представляемых ими программ как формообразующей для литературной жизни своих стран. Эта же тема была развита в ходе дальнейших лекций, встреч и совместных чтений в стенах РГГУ, МГУ, Библиотеки иностранной литературы, Института Сервантеса, Музея Маяковского, редакции журнала «Иностранная литература», сети клубов ОГИ, литературного салона «На Самотеке» и нескольких средних школ города Москвы.
Чтения, видеопоказы и перформансы выпукло и всесторонне отразили нынешнюю эстетическую ситуация: мейнстрим в виде стиха свободного размера, часто приближенного к стихопрозе, и движение в сторону все большего синтеза искусств. В театре «Практика» прошел второй фестиваль голосовой поэзии, работающий одновременно со словом и звуком. В насыщенной программе поэтических видеоклипов выделился жанр видеофильма, наглядно представленный работой Артура Пунте (Орбита) «Гастерарбайтеры», в котором стихотворение сочетается не только с видеорядом, но и с игровым социологическим исследованием среди молодых гастерарбайтеров ирландского города Голвей. Новизной поразил прошедший в Музее-квартире Сергея Прокофьева перформанс в виде генеральной репетиции проекта художника Владимира Смоляра «Бестиарий», соединивший живое звучание голоса поэта и классической музыки с видеоинсталляцией.
Прошедшие на биеннале круглые столы напоминали деловые совещания профессионалов, посвященные вопросам места поэзии в структуре современного общества, конкретным формам и путям подачи ее широким слоям. Как зарубежные, так и российские участники разговоров выражали непоколебимую убежденность в необходимости поэзии, поскольку она является острием любой культуры, способствует сохранению ее архетипов и обновлению путем возможности постоянно видеть мир под новым углом зрения. Иностранные гости рассказывали о тысячах людей, приходящих на поэтические фестивали, о многодневных шествиях этих мероприятий с выходом в школы, в повседневную жизнь, в городской ландшафт, об антологиях, продаваемых по 30–40 тыс. экземпляров ежегодно. Тогда как российскую ситуацию отличает незамеченность обществом идущей в стране поэтической жизни. Об этом говорилось на прошедшем 22 октября в РГГУ круглом столе «Феномен фестивального движения в современной России», на вошедшем в программу «Уикенде российских региональных фестивалей», организованной в рамках биеннале московской группой «Культурная инициатива». При этом, как заметил на одном из круглых столов президент фестиваля Евгений Бунимович, нынешний механизм помощи со стороны государственных структур деятелям современной поэзии такой, что они предпочитают рассчитывать на свои силы.
Как бы то ни было, работа по распространению знаний о современной русской поэзии с интегрированием ее в мировую ведется в основном силами самих поэтов, работающих не только в области развития эстетики, но и в качестве аналитиков, обозревателей, переводчиков, издателей и организаторов всех уровней. Приятным подарком явился приуроченный к открытию биеннале выход в издательстве «О.Г.И.» первого тома двухтомника антологии новейшей американской и русской поэзии – «Современная американская поэзия». Второй том – «Современная российская поэзия» будет выпущен известным издательством интеллектуальной литературы «Далки Аркайв Пресс» весной 2008 года. Знаменательно, что, как это принято в западном мире, американская антология отобрана и составлена в США, а российская – в России.