Еще до Торжественного открытия Пятого международного фестиваля «Биеннале поэтов в Москве» усилиями группы «Культурная инициатива» была запущена одна из важных составляющих его программы. Вот уже несколько лет в России – стране традиционно моноцентричной – поэтическая жизнь бурлит не только в Москве. В разных регионах страны существуют своего рода поэтические «центры». Они были представлены в клубе «Улица ОГИ» на «Уикенде региональных поэтических фестивалей». Оказавшись в рамках одной программы, региональные фестивали неожиданно четко и рельефно выказали отличия тональности, жанра и стиля, учитывающие как региональную специфику, так и предпочтения своих кураторов.
Самый восточный из фестивалей, Екатеринбургский «ЛитератуРРентген» был представлен вместе с тем и как самый «нестоличный». Его создатель, Василий Чепелев, сделал упор на поиск талантов в регионе, а не на привоз «звезд поэтической сцены». В текстах молодых екатеринбургских поэтов (Денис Сюкосев, Евгений Сидоров, Василий Чепелев) отчетливо прозвучала особая «екатеринбургская нота», иронический аккорд на фоне будничного шума динамичного, но, как выразился Чепелев, «серого» города.
С самого западного, Калининградского фестиваля «Слоwwwо» удалось вывезти всего трех авторов: Игоря Белова (он читал переводы из белорусского поэта Андрея Хадановича, который в этом году был гостем фестиваля, и стихи Сергея Михайлова), Ирину Максимову и Павла Настина (в его исполнении прозвучали еще и тексты Евгения Паламарчука). Ощущалась ориентированность фестиваля на иные формы бытования поэзии (включая перформансы и театральные постановки).
Нижегородская «Стрелка», напротив, оказалась многочисленной. Из восьми авторов, ее представляющих, четверо – недавние лонг- и шортлистеры премии «Дебют». Их тексты, кажется, и задают основную интонацию Нижнего, подхваченную Евгенией Сусловой, Марией Ташовой, Григорием Гелютой, Анастасией Зеленовой (сейчас живет в Москве). Это очень нежная и чрезвычайно «тихая» поэзия, подробно вглядывающаяся в мир. Как выразился куратор фестиваля Евгений Прощин (он же – поэт Егор Кирсанов) – почти модернистская. Особенно по контрасту с озорным авангардом Сергея Кынчева.
«Майский фестиваль новых поэтов», затеянный в Питере Дарьей Суховей, сделал ставку на абсолютно новые имена. Потому и выступить на нем в качестве участника можно лишь один раз. Его «эксклюзив» – каталоги. Каждый год издается своего рода альманах с информацией и текстами участников. Это не только самый экспериментальный, но и самый «филологичный» фестиваль. Помимо выступления участника, которое, по словам Светланы Бодруновой, заместившей на «Уикенде» отсутствующую Суховей, имеет статус «презентации поэтики», в рамках фестиваля проводятся еще и конференции. И поэтика, и манера читать его авторов была контрастной. Тихий философичный Вадим Кейлин и «слэмовый» Роман Осминкин, чьи герои (приемщица бутылок, «офисное чмо») заставляют вспомнить социальный посыл «натуральной школы», темпераментная Алла Горбунова и Андрей Гришаев (не участник, но дружественный автор), который покорил аудиторию классичной простотой и пронзительной серьезностью своих текстов.
Москвичи на этом «Уикенде» выступали в непривычной для себя роли гостей. Были здесь и Линор Горалик со Станиславом Львовским, и Федор Сваровский, и Геннадий Каневский, и Николай Звягинцев, и многие, многие другие┘ Даже странно, как все это многопоэтье уместилось в два с небольшим часа┘