Музыкально-поэтический вечер поэта и барда Алексея Витакова прошел 21 сентября в «Джем-кафе» подмосковного Подольска. Отныне столичные писатели будут здесь частыми и даже регулярными гостями. Идея проекта, который называется «Бросок на юг» (Подольск находится южнее Москвы), принадлежит поэту Александру Герасимову, который взялся организовать и курировать знакомства подольчан с представителями московского литпроцесса, а известных столичной публике литераторов – с подмосковными почитателями их творчества.
Выступление Алексея Витакова оказалось одним из первых в серии. Автор дергал струны, громко напевал куплеты как нечто связывающее тленный и нетленный миры. Свидетели происходящего увлеченно хватали дух свободы, фиксировали говор, от которого хочется петь длинные-длинные песни-баллады.
В перерывах между песнями автор читал стихи, причем под перебор гитарных струн. А еще рассказывал разные окололитературные байки. О времени собственной учебы на высших курсах Литинститута, о времени концертной деятельности┘
Очень запомнились его песни – о любви, о войне, о героях любого времени┘ Например, баллада «Старлей Печорин»: «Старлей Печорин сед, как дым,/ Кричит «Не спать!» голодной роте./ Вверху кружит, кружит над ним/ Бог в обгорелом вертолете┘» И – дополнительно: «Харону – лодка и весло,/ Спирт – одистрофевшей пехоте./ Трет деревянное чело/ Бог в обгорелом вертолете┘» От таких слов бегут мурашки. А Витаков усугубляет: «Ахнул Питер в феврале,/ Ахнул, слово под ударом./ Одиноко во дворе/ Сжал подросток гриф гитары./ Ах, шальная голова,/ Красным-красным снег окрашен./ Питер – это же Нева/ И теперь немного Саша┘» Это он поет песню памяти Александра Башлачева, которого видел за десять дней до трагедии┘
Потом Алексей Витаков исполнил песню о воине Меркурии Смоленском, который в 1238 году одержал первую победу над монголами. В те далекие годы они считались непобедимыми противниками, а юноша Меркурий возглавил смоленскую рать и одержал победу, о которой мало говорят в России. Кстати, сами монголы эту битву изучают┘ Об этом Витаков свидетельствует как сосед монгольских писателей по общежитию Литературного института имени Горького.
Алексей признавался публике, что он не очень любит слово «бард», хотя и поет под гитару. Признался также, что с детства мечтал стать кузнецом. Поделился воспоминаниями о том, что любит смотреть на работу художников. Однажды смоленский гончар сказал ему, что все уйдут в землю, станут глиной, а потом из этой глины – то есть из нас! – скрутят кувшины и поставят на полку┘ Об этом у Витакова тоже есть замечательная песня.
Алексей Витаков рассказывал, что монголы, с которыми он учился в Литинституте, являются самыми русскими людьми. Даже стихи прочитал: «Кто свободен, как орел, глазом самый узкий? Ну, конечно же, монгол, сердцем самый русский!»┘ И добавил, что когда монголы тоскуют по родине, то мы, русские «тихо прикуриваем в сторонке»┘
У выступавшего поэта и барда есть несколько основных тем, среди них: Древняя Русь, античная история┘ Он исполнял песни в основном на свои стихи. Исключением оказались произведения поэта Юрия Кузнецова, в семинаре которого Витаков учился. Несмотря на кажущуюся невозможность исполнения кузнецовских стихов под гитару, тексты оказались невероятно мелодичными.
Принимавшая сторона пожелала видеть гостя еще раз, но уже вместе с группой музыкантов. Пока же можно говорить о том, что «Бросок на юг» вполне жизнеспособен. Как культуртрегерский проект. И, наверное, замысел его оправдан.