0
2230
Газета Факты, события Интернет-версия

16.08.2007 00:00:00

Чехов времен застоя

Тэги: вампилов


19 августа исполняется 70 лет со дня рождения Александра Вампилова (1937–1972) – драматурга, оказавшего на современный российский театр влияние не меньшее, чем Островский и Чехов. Смерть настигла 35-летнего драматурга в тот момент, когда, казалось, ему наконец-то улыбнулась удача, он был полон сил и творческих планов, благополучно складывалась личная жизнь. После несчастного случая стала набирать обороты посмертная слава Вампилова...

В преддверии юбилея мы обратились к российским писателям и драматургам с рядом вопросов:

1. Какое значение для вас имеет творчество Александра Вампилова?

2. Какие его пьесы сегодня наиболее актуальны?

3. Какое место занимает Вампилов в русской литературе?

Алексей Варламов

1–3. Когда думаешь о Вампилове, в самый первый момент приходят мысли не только о том, сколько и что он написал, но и о том, сколько замыслов с ним погибло. Конечно, на все божья воля, но и по-человечески, и по-читательски его жалко очень. Слава богу, за отведенные ему годы он написал хоть и немного, но точно уж томов премногих тяжелей. Пьесы Вампилова – тот самый случай, когда можно с уверенностью говорить о том, где и как проходит граница между временным, конъюнктурным и классическим, вечным. В Вампилове было нечто пророческое. Как – если говорить о его современниках – в Шукшине, тоже безвременно ушедшем, но успевшем больше. Вампилов не просто создал несколько превосходных пьес (из них я особенно люблю «Утиную охоту» и «Старшего сына»), он – угадал. Угадал, что с нами происходит, кто мы такие, откуда и куда идем. Примечательно, что ни ему, ни Шукшину советская цензура, соцреализм, в общем-то, не были помехой. Они их преодолели. Житейски не очень просто (Вампилов пробивался к зрителю с трудом), но творчески, авторски – легко. Ими, через них говорили народ, время, сущность. Такого не скажешь обо всех писателях, даже очень хороших. Много званых, но мало избранных. В литературе особенно. Вампилов был из избранных. Наверное, поэтому так рано и ушел.

Евгений Попов

1. Творчество Александра Вампилова имело для меня огромный смысл и расширило рамки представлений о современной русской литературе. Вампилов – это был такой экзотический писательский фрукт, дивным образом возросший на заснеженных сибирских полях. Вампилов весь был свобода. Он резко отличался от многих своих современников и коллег – так называемого сибирского писателя, воспевающего сибирскую удаль молодецкую, комсомольца, едущего «за туманом и запахом тайги», или «деревенщика», лукаво призывающего «искать корни» или «припасть к истокам» в стране, где лагерные вышки встречались чаще, чем телефонные будки, отчего многие обитатели Сибири долгие годы боялись знать имена своих предков: вдруг твой дедушка окажется колчаковским офицером или, не дай бог, расстрелянным священником. И одновременно Вампилов был далек от худосочной и выморочной столичной элитарности. Вампилов – подлинный сибирский европеец, величина мирового значения, соотносимая с Беккетом, Ионеско, английскими «рассерженными молодыми людьми». В современной русской литературе его круг – это Василий Шукшин, Василий Аксенов, Людмила Петрушевская. Мне отчаянно жаль, что я знал его так мало. Запомнилась летняя ночь в Красноярске, когда приезжая труппа младшего Товстоногова сдавала там местному худсовету «Прощание в июне». Долгое застолье с актерами, где блистал Эммануил Гедеонович Виторган, но главенствовал Вампилов, который, виртуозно употребляя ненормативную лексику, умолял актеров играть более тонко и деликатно, дабы высветить все нежные оттенки человеческих отношений героев пьесы. На рассвете я проводил его в гостиницу «Огни Енисея». Через месяц он погиб. Недоговорили.

2. «Прошлым летом в Чулимске» и особенно «Провинциальные анекдоты», где сюжеты прямо-таки из наших дней. Время «Утиной охоты», надеюсь, еще придет, после того как наше общество станет более стабильным, спокойным, богатым и скучным.

3. Пьесы Вампилова – настоящая литература, потому что их можно читать, как пьесы Гоголя, Чехова, Эрдмана. Язык этих пьес виртуозный и многоплановый, многоэтажный. Персонажи – типы эпохи.

Николай Коляда

1. Вампилова считаю своим учителем. Я начинал писать, когда его пьесы были на пике популярности, бегал пацаном на его спектакли. Помню постановку «Провинциального анекдота» с Табаковым. У моей первой пьесы «Дощатовские трагедии» даже был подзаголовок: «Подражание Вампилову в двух частях». 19 августа у меня в театре откроется новый проект «Театр-фойе». Предполагается, что зрители будут сидеть в фойе, среди сундуков и декораций, а актеры прочтут и разыграют три короткие пьесы Вампилова.

2. Наверное, «Прошлое лето в Чулимске», «Старший сын» (есть гениальный фильм по этой пьесе).

3. Вампилова ставили, ставят и будут ставить.

Нина Садур

1. Для меня Вампилов очень родной, особенно сейчас – в наше время вырождения, деградации и бездушия. Он как товарищ, друг. Мне нравятся его язык, его печаль.

2. «Утиная охота» и «Прощание в июне».

3. Вампилов для русской литературы имеет значение не меньшее, чем Чехов.

Юрий Арабов

1. В основном мое восприятие Вампилова носит ретроспективный характер. Это 70-е годы, когда я учился в институте. Во ВГИКе мы читали «Утиную охоту»┘ Вампилов прекрасно показал ситуацию тех времен. Это застой, безысходность, безвыходное положение интеллигенции. Впрочем, в России положение интеллигенции во все времена более или менее безысходно┘ А в «Утиной охоте» есть нечто вечное: русская тоска, неспособность тонко чувствующего человека изменить что-то в себе и в мире. И именно это роднит творчество Вампилова с русской классикой, делает его нетленным. Но сейчас театр обслуживает средний класс: для него что Чехов, что Вампилов – одно и то же. Если актеры не раздеваются на сцене, то смысла нет и смотреть. Поэтому сегодня для большинства такого рода зрителей пьесы Вампилова не имеют никакой цены.

2. Безусловно, «Утиная охота».

3. Я считаю, что Вампилов – наследник Чехова в особой ситуации 70-х. Это чеховские мотивы, опущенные в пошлый советский слой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
451
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
457
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
560
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
379

Другие новости