0
1728
Газета Факты, события Интернет-версия

19.07.2007 00:00:00

Последний великий поэт советской эпохи

Тэги: пригов


Умер последний великий поэт советской эпохи. Эпоха не всегда совпадала с собой, она менялась, и поэты ее менялись, но единая эволюционная линия все же прослеживается. Пригов реализовал обещание и проект Маяковского: отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет. Пригов и есть, был будущий Маяковский и будущее социалистическое отечество в его ниспадающей эволюции, то есть инволюции, сворачивании. Эпоха у него свернулась в позу зародыша, подтянула ножки к головке, вернулась к внутриутробной спячке. По-другому это называлось застой. Тот же Маяковский писал в 1914 году: надо писать не о войне, надо писать войною. Пригов писал застоем.

Пригов связан эволюционно отнюдь не с одним Маяковским – с ним-то как раз меньше всего, являя некое ироническое послесловие к светочу и маяку советской поэзии. Гораздо важнее и органичнее связь Пригова с настоящими классиками советской литературы, с ее подлинными гениями. Тематически это прежде всего Зощенко; в плане поэтики – обэриуты, Заболоцкий его звериного цикла (звери строят социализм), «Таракан» Олейникова.

Но я укажу на еще одну связь, с величайшим из великих – Андреем Платоновым. Пригов – это Платонов, переведенный в комический план. Наступили времена и сроки, трагедия была изжита, обнажилась комика социализма в отдельно взятой стране. В Ленинграде есть так называемое Красненькое кладбище – название досоветское; но у Пригова красное кладбище Платонова стало красненьким в самом что ни на есть советском смысле. Уменьшительный суффикс выражал, как ему и положено, умиление. Советскую власть перестали бояться, и тогда обнажилась вся ее абсурдная смехотворность. Можно сказать, что Пригов ее даже жалеет. Иногда его поэзия кажется затянувшейся шуткой, но это советская власть предстала такой затянувшейся шуткой, и стало ясно, что долго это уже не протянется. Советское бытие достигло такой степени небытия, что стало не страшно, а смешно.

Если, скажем, есть продукты
То чего-то нет другого
Если, скажем, есть другое
То тогда продуктов нет.
Если ж нету ничего
Ни продуктов, ни другого
Все равно чего-то есть –
Ведь живем же, рассуждаем.

«Чего-то есть» – вот итог советских лет, и не у Пригова только, а на самом деле. А ведь у Платонова речь шла именно о тотальном уничтожении бытия. У Пригова же выжили платоновские «прочие» – наипоследнейшая категория населения, нищета пуще чевенгурской. И назвал это Пригов – махроть всея Руси. Это микробы бытия, по определению не уничтожимые. Приговская поэзия – песенник этих микробов, всей этой плодоносящей заразы. Человек – болезнь бытия, как знали еще немецкие романтики, но болезнь и есть форма существования микробов. Блохи не так уж плохи: все черненькие, и все прыгают, говорил горьковский Лука. Именно так: Пригов полюбил советских людей черненькими, и они у него выжили.

Умилиться и умалиться – рецепт приговского выживания. Например: превратить пушкинского Командора в Милицанера. Это позднесоветская модификация пушкинских демонических героев. Милицанер – уже не завоеватель, а охранитель, дядя Степа в роли Медного Всадника. Вообще большевики у Пригова уже «мирнЫе», как говорили о замиренных черкесах в эпоху Хаджи Мурата. И Ленин у Пригова делает то, что нужно: лежит в мавзолее, и поэт ходит к нему в гости, вежливо сдерживая хозяина: ничего, лежи, лежи. Это, кстати, переворачивание известного сюжета: разговор с Солнцем через 50 лет после Маяковского.

Рецепт, урок, наследие, завет Пригова – и не только поэтам, но всем российским людям: если хочешь выжить и пережить царя Ирода – не геройствуй, а юродствуй. И чего-то будет.

Будет – махроть всея Руси. Это лучше котлована и Чевенгура. И даже надежнее петродолларов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1349
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1340
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1103
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
699

Другие новости