0
960
Газета Факты, события Интернет-версия

05.07.2007 00:00:00

У каждого свой Тарковский

Тэги: bilingua, тарковский


В наше время юбилейный жанр давно уже работает как канонизирующий. Если на круглую дату поэта обратили внимание за пределами литературного или академического круга, значит, не только его тексты, но и биография должны теперь рассматриваться в русле неких общенационально значимых смыслов, превратиться в месседж. «Государственный» Пушкин, «имперский» Бродский┘ «Частная» сторона поэта как явления – приглушается.

Но Арсений Тарковский, сто лет со дня рождения которого мы только что отметили, – не поддается подобной «обобщающей редукции». Он всегда был человеком частным. Его поэтическая оптика – бытие в вечности частных, единичных вещей. И юбилейная риторика, звучавшая на мероприятиях, посвященных этой дате, скорее отягчала восприятие, ничего не добавляя к памяти поэта.

Но юбилей Тарковского в клубе Bilingua, камерно-тихий, частно-«цеховой», выбивался из общего ряда. Организаторы его – группа «Культурная инициатива» и литературовед, руководитель Центра новейшей русской литературы РГГУ Дмитрий Бак – обошлись без риторики и громких фраз. Был Поэт, вернее, его голос и стихи, спроецированные на экран; и были поэты, говорящие о нем, читающие его. В подтексте реплик – вопрос: «А что есть Тарковский для нас?» Очевидно было одно – ни для кого из собравшихся (а среди них были поэты разных поколений, от К.Ковальджи до Д.Давыдова и М.Хаген) Тарковский не является «памятником». Он не из бронзы, а живой. Мы не у подножия, а на уровне взгляда. Для всех: и для тех, кто, подобно А.Тимофеевскому и К.Ковальджи, достаточно близко знал поэта; и для тех, кто, подобно А.Сосне, принадлежащему к «поколению сорокалетних», приходил к нему со своими стихами, чувствуя сакральное почтение – как к мэтру; и для совсем молодых, кто лишь читал его и слышал авторское чтение в фильмах сына, – Тарковский прежде всего собеседник; и – камертон, по которому выверяется собственный голос, своего рода эквивалент подлинного звучания. В этой связи Д.Бак высказал парадоксальную мысль: Тарковский, этот «воинствующий традиционалист», так важен сегодня именно потому, что может научить слышать в стихотворении то, что в нем интересно помимо тех «внешних», востребованных литературной ситуацией эффектов, на которые столь щедра современная поэзия┘

По ходу действа проявилась особая актуальность юбиляра. Чтение и сам выбор текстов Тарковского участниками продемонстрировали своеобразный «эффект присвоения»: несмотря на разность поэтик, каждый взял из Тарковского то, что близко ему самому, внутренне «переписав» поэта себе под стать. У М.Хаген он стал сентиментальным, у Д.Давыдова – конструктивистским, в устах М.Галиной в нем выявилось «высокое», которое звучало по-галински удивленно и свежо┘ Вывод напрашивается сам собой: в каждом оказалось немного «тарковщинки». Как и другой вывод, о котором говорил Д.Давыдов: Тарковский пока более понятен в контексте нашей эпохи, чем своей собственной, главное о нем еще не сказано.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1741
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1757
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1490
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
919

Другие новости