19 июня в клубе «Жесть» состоялась презентация второго выпуска альманаха «Абзац». Этот проект был запущен в прошлом году прозаиком и литературоведом Анной Голубковой. Теперь к ней присоединился поэт, критик и литературтрегер Данила Давыдов.
Презентация показала, что «Абзац», начавшийся как одна из многих самодеятельных литературных инициатив, не только доказал свою состоятельность, но и занял отнюдь не периферийное место в негласной литературной иерархии, обещая реально стать тем, в качестве чего и был задуман, – «рупором» литературного поколения тридцатилетних (и к ним примкнувших). Действительно, среди ее участников такие популярные в литературной тусовке авторы, как Дмитрий Данилов, Валерий Нугатов, Егор Кирсанов, Данил Файзов, Марина Хаген, только обретающий известность нижегородский поэт Сергей Кынчев, а из «старших» – Арсен Мирзаев (Петербург).
Неудивительно, что мероприятие было многолюдным и удалось на славу. Местами зал реагировал на выступления даже слишком живо: вопреки обыкновению там даже оказались простые читатели, то есть люди, в литературную тусовку не входящие, ориентирующиеся на непосредственное восприятие текстов. А тут мало того, что все участники постоянно ссылаются друг на друга и по цепочке посвящают друг другу стихи, так еще и тексты эти – как, скажем, в случае Нугатова – носят остро эпатажный характер или читаются авторами каким-то особенным образом (Мирзаев, к примеру, – пел, а Кынчев – усиливал интонацию, стараясь придать ей особый, дополняющий содержание статус). Словом, поколенческая общность, декларируемая и создателями альманаха, была налицо. Выступали авторы, безусловно, яркие и очень разные, но в то же время эстетически и мировоззренчески близкие.
Если проект «тридцатилетних», начавшийся в 2000-м и завершившийся несколько лет назад, был ностальгическим и осмысливал эту общность как последнее советское поколение, то проект Голубковой-Давыдова – оптимистический. Он – о первом постсоветском поколении. О поколении, которое однажды проснулось в совсем другой стране и, будучи лишено общезначимой системы ценностей, не стало выстраивать свою, предпочитая оборонительный нигилизм и любовь к частным вещам. Собственно, к этим полюсам и стремились все прочитанные на вечере тексты, авторы которых, пристально вглядываясь в детали и эпатируя, а иногда совмещая эти две тактики, говорили «о времени и о себе».