В книжном магазине «Буква» на «Парке культуры» состоялась пресс-конференция Фрэнсиса Фукуямы, приуроченная к выходу его новой книги «Америка на распутье».
Фукуяму нельзя считать крупным философом, политологом или футурологом. Это высококвалифицированный интеллектуал, с которым интересно спорить: стремительный, разносторонний, способный на глобальные обобщения с намеком на глубину. В известном смысле российское политическое самосознание рождалось, отталкиваясь от его тоненькой статейки, опубликованной в «Вопросах философии» в самый разгар Перестройки.
Фукуяма восприимчив к сдвигам, происходящим в современном мире, и связанным с этими сдвигами мировоззренческим нюансам. Не в двойной ли идентичности тут дело? Нельзя же назвать банальным мнение, что Ницше более опасен для западной цивилизации, чем Карл Маркс, и что мысли Ницше сохранят свое значение даже после того, как последний марксистский режим исчезнет с лица земли? У кого еще из апологетов американского общества хватит смелости признать обвинения, выдвинутые Джоном Перкинсом в «Исповеди экономического убийства», – пусть даже в качестве ошибок, а не запланированного при участии спецслужб результата. Американская политика, приведшая к краху распропагандированного «аргентинского экономического чуда» и гуманитарным катастрофам по всему Африканскому континенту, в изложении Фукуямы выглядит вполне невинно: «Крупные инфраструктурные проекты не оправдали надежд на продолжительный экономический рост...»
А вот об американском двуличии во время азиатского кризиса 1997–1998 годов: «Соединенные Штаты, хотя и несли ответственность за создание по меньшей мере некоторых из тех условий, которые привели к кризису, не пришли на помощь Таиланду и использовали свое влияние на такие международные организации, как МВФ, чтобы активизировать либерализацию рынков капитала, в то время как страны, о которых шла речь, были экономически беспомощны». На блатном языке это называется «кидалово».
Впрочем, Фукуяма тем и интересен, что даже сквозь стерильно политкорректные фразы прорывается смысл американской политики: «В то, что Соединенные Штаты действуют на мировой арене бескорыстно, верят немногие, поскольку это не так и не может быть так, если американские руководители выполняют свои обязанности по отношению к американскому народу». Кредо администрации Джорджа Буша Фукуяма определяет следующим образом: «Если из инструментов у тебя только молоток, все проблемы выглядят как гвозди».
В ходе пресс-конференции выяснилось, что Фукуяма никогда не слышал о Владимире Вернадском, ноосфере и русском космизме, зато читал Мишеля Уэльбека и считает угрозу сведения человека к физической составляющей в результате развития биотехнологий вполне реальной. Смерть Ричарда Рорти чрезвычайно огорчила его, но в последние годы, по его мнению, американский философ так и не вышел из постмодернистского тупика, и вообще американская философия «оставляет желать лучшего». В последние годы Фукуяма читает в основном мемуарную и историческую литературу, собирает информацию о наиболее бедных странах мира для новой книги.
Несмотря на интересные моменты, книга «Америка на распутье» скорее всего разочарует поклонников. Это целиком конъюнктурная работа с очень редкими философскими вкраплениями. Основная часть книги посвящена истории формирования американского неоконсерватизма, его влиянию на политику администрации Буша, «бенладенизации мира», негативным последствиям иракской войны и будущему международных организаций. Нет сомнения, что усилия профессора Фукуямы по восстановлению реноме Америки будут должным образом оценены и масштабная апология Соединенных Штатов получит продолжение┘