Второй сезон проекта «Критический минимум» московских литературных салонов «Классики XXI века» и «Булгаковский дом» завершился выездной сессией в Санкт-Петербург. Вечер прошел в рамках международного поэтического фестиваля-марафона «Петербургские мосты». Для участия в первом петербургском вечере проекта кураторы Елена Пахомова и Андрей Коровин пригласили авторов разных поэтических поколений и школ: Сергея Стратановского, Валерия Земских, Евгения Мякишева и Ольгу Хохлову. Критиками в проекте согласились выступить петербуржцы Светлана Бодрунова, Борис Рогинский, Валерий Шубинский и специально приехавший из Москвы давний участник проекта Дмитрий Бак. В обсуждении также принимал участие Арсен Мирзаев. В небольшом зальчике Российской национальной библиотеки (бывшей Публички) неожиданно набилось так много слушателей, что им пришлось сидеть на столах и даже на полу┘
Формат «Критического минимума» ближе не к поэтическому вечеру, а к научной конференции или скорее к творческим семинарам в Литинституте – каждый автор читает некоторое количество своих текстов, после чего за дело берутся свои же собратья-поэты, выступающие в роли критиков. В ходе развития этого проекта родился фактически новый жанр критики – устная художественная публицистика, в которой допустимы образная импровизация, граничащая порой с верлибром, анекдоты, остроты, шуточные отсылки к истории литературы, короче, то, что совершенно недопустимо в критике печатной, канонической. Зато таким образом критика становится доступна публике, понимаема ею. В реальной жизни далеко не каждый автор удостаивается рецензий четырех-пяти критиков одновременно, да и критикам никогда раньше не доводилось выступать с рецензиями перед полномасштабной аудиторией, которая обычно собирается лишь на известных поэтов.
В Петербурге вечер, к сожалению, оказался ограничен по времени самим местом действия – библиотеку сдавали на сигнализацию, и последнего автора пришлось обсуждать точечными короткими фразами. Несмотря на это, вечер вызвал активный положительный резонанс как среди участников, так и среди публики, так что можно ждать продолжения петербургской линии «Критического минимума». В Москве же вечера обычно длятся по три с лишним часа при неугасающем внимании аудитории, а уж обсуждение услышанного после вечера – и вовсе вплоть до самого закрытия метро.
Кстати, два предшествующих вечера, прошедших в Москве в марте–апреле, вызвали, как всегда, большой интерес публики. Среди обсуждавшихся авторов были поэты Сергей Бирюков (Германия), Елена Кацюба, Андрей Тавров, Татьяна Щербина (вечер 15 марта) и Анна Аркатова, Ирина Василькова, Света Литвак, Анна Логвинова, Герман Лукомников (вечер 26 апреля). Круг московских критиков проекта уже сложился, это Сергей Арутюнов, Дмитрий Бак, Юрий Ракита, Евгения Вежлян, Людмила Вязмитинова и другие, хотя организаторы проекта продолжают искать новые критические силы. Надо заметить, что одно из выступлений лидера проекта критика Сергея Арутюнова прозвучало как гром среди ясного неба – он объявил Анну Логвинову гением и пообещал никогда больше не произносить этого слова.
Поживем – услышим. А пока организаторы взяли летние отпуска и готовят к осени новый поворот сюжета под названием «Критический максимум». Но самым интересным обещает быть итог проекта – как заявляют организаторы, все это они затеяли с целью собрать мнения критиков о ведущих современных поэтах и выпустить не имеющую аналогов книгу-исследование текущего литературного процесса.