Александр Иосифович Немировский (1919–2007) – известный ученый, доктор исторических наук, профессор, основоположник этрускологии, основатель кафедры истории Древнего мира и древних языков Воронежского университета, автор множества исторических романов и научных исследований, ветеран Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, немногим он известен как прекрасный поэт и переводчик, внесший свой весомый вклад в литературу.
Вечер памяти А.И.Немировского собрал под крышей Литературного музея, что в Трубниковском переулке, самых разных людей, чьи жизненные пути были озарены светом этой многогранной личности. «Вспышки» – так называется один из сборников поэта; многие из выступавших на вечере обращались к этим стихам, делясь бесценными воспоминаниями, выхватывая из прошлого, из некой общей памяти яркие картины встреч с замечательным человеком. Художник Александр Жданов, оформитель книг Немировского, часто спрашивал Александра Иосифовича: «Кто вы – историк, писатель, переводчик, философ?» – на что тот неизменно отвечал: «Я – поэт».
Среди учеников Немировского – известный писатель Владимир Шаров; среди коллег – доктор наук Виктория Ивановна Уколова, соавтор книги «Свет Звезд, или Последний русский розенкрейцер» о трагической судьбе Бориса Зубакина, поэта, мыслителя и магистра Тайного Общества. О нем Немировский писал: «Для душ, для двух магический есть круг,/ И кто не в нем, должно быть, лишний, третий./ И никогда, загадочный мой друг,/ Я на земном пути тебя не встретил». Кстати, Уколовой посвящен последний сборник поэта «Зазимье», к выходу которого был приурочен вечер.
Родовое древо Немировских – это предмет отдельного разговора. Александр Иосифович приходится родственником знаменитому скрипачу Хейфицу, поиски архивов которого привели архитектора Альбину Старкову в гостеприимный дом поэта. С особой теплотой рассказывала Альбина о незабываемых счастливых днях, проведенных у Немировского. Каждый из выступавших стремился привнести в общую атмосферу вечера частицу уюта, тепла и того Невыразимого, к чему он был причастен. Все выступавшие отметили некую мистически предначертанную «случайность», последовательно связавшую их жизни с жизнью Александра Немировского. Может быть, не каждому случилось увидеть в этом некий Знак, но всем в тот вечер посчастливилось вновь открыть для себя и углубить понимание уникальности единственно возможной в жизни встречи с Поэтом и его стихами как воистину Космическим явлением.
Открытые глаза, искрящиеся лукавством, смотрели с фотографии у рояля – ощущение присутствия не покидало ни на минуту┘ Чуть глуховатый голос, живой голос Немировского, как всегда, особенно восторженно читающего стихи, с шипением старой фонограммы вырывался из репродуктора, наполняя зал густотой сопричастности┘ И все читали, читали стихи┘
Владимир Шевченко, филолог, издатель и редактор книг А.И.Немировкого, в лицах переживал чувства героев военных стихов поэта. Герман Гецевич, много писавший о Немировском и ведущий вечер, читал переводы из Гессе, Рильке и Сефериса. Виктор Агранович, аккомпанируя на рояле, исполнял песни на стихи Немировского, проникнутые особой глубиной понимания и исполненные хрустальной ясности. Звонко пела гитара Михаила Гантмана...
Открывал и закрывал вечер романс на стихи Павла Когана, друга Александра Немировского: «Признают ли меня поэтом,/ И круг, какой определят?/ Ближайшим будет кто соседом/ Там – треугольник иль квадрат?»