«В Вологду высадился литературный десант». Так, возможно, написали бы об этом событии лет двадцать назад. Но риторика – коварная вещь. И хотя поэтический фестиваль М-8, прошедший в первые дни января в Вологде под эгидой премии «Дебют» и группы «Культурная инициатива», вправду чем-то напоминал точечную высадку новой поэзии в неохваченный ею контекст; и хотя он действительно поверг в разного рода культурный шок вологодскую литературную общественность, сам факт «высадки» довольно предсказуем в своих подробностях и, вызвав живейший энтузиазм участников и зрителей, не столь интересен для изложения, как те процессы и явления, которые он собой знаменует. Он скорее не десант. Он – симптом.
Никто не будет спорить, что в последнее время поэзия достигла небывалой степени медийности. Позаимствовав у музыки некоторое количество пиар-стратегий, кое-что добавив от себя, она перешла в устный формат, оккупировала клубы и, скакнув оттуда в телевизор, сформировала себе новую аудиторию, готовую воспринять чистое искусство – в зрелищной и яркой упаковке. Это не прошло бесследно и для самой поэзии: поэт более не имеет права на затворничество, письмо же – неотделимо от выстраивания имиджа, от голоса, внешности и чтецкой манеры. От стихотворения требуется скорее не сложность метафор, а коммуникативный напор, точность попаданий, яркость. Можно уверенно говорить о «новой эстрадной поэзии» как о сформированном явлении, которое, завоевав столицы, двинулось в регионы – нести новую поэтическую культуру.
И вологодский фестиваль здесь – не исключение. Его участники – звезды слэмов и любимцы публики, реальной и виртуальной («Живой журнал» сыграл в распространении «новой эстрадности» не последнюю роль): Анна Русс, Юлий Гуголев, Аркадий Штыпель, Мария Галина, Дмитрий Тонконогов, Александр Беляков из Ярославля, вологжанка Евгения Малиновская, нижегородский поэт Егор Кирсанов, неожиданно для многих оказавшийся ярким поэтом Юрий Цветков в первый день фестиваля обеспечили необходимый уровень драйва.
Второй день был сначала более спокойным. Если не считать дискуссии о путях развития поэзии, его открывшей. Слишком много вологодских поэтов остались вне программы, и обида прорвалась наружу. Дмитрий Кузьмин, Евгений Прощин и Данила Давыдов убеждали зал, что поле современной поэзии настолько обширно и разнообразно, что необязательно показывать все его аспекты на одном мероприятии. Но стороны, похоже, не поняли друг друга. Что не помешало состояться чтениям с участием Кузьмина, Дарьи Суховей, и др. Шостаковская, Файзов и Давыдов завершали программу. Словом, все было как обычно. «Аффтар жог». Зритель же реагировал разно – кто восхищался, кто хотел «убить ап стену», а кто норовил перехватить микрофон.