Цикл вечеров «Полюса» в минувший понедельник отметил в «Пирогах на Никольской» свое трехлетие. Отметил достойно: антифоном двух лидирующих, каждый в своем поколении, но сравнительно редко выступающих авторов – Евгении Лавут и Владимира Строчкова, которые выбрали друг друга для совместного выступления (такова традиция «Полюсов»), руководствуясь именно полюсностью – точки их соприкосновения есть одновременно и точки контраста. Задуманный изначально как отображающий противоборствующие, полемизирующие силы в литературно-поэтическом пространстве, цикл постепенно превратился в тонкий инструмент для его систематизации, выявления тождеств и различий (да и сами противоречия как-то сгладились за три года). Вот и Строчков с Лавут тождественны/различны в глубинных, сущностных моментах своего творчества.
Для критика и литературоведа Ильи Кукулина, открывавшего вечер, это соотнесенность с экзистенциальным опытом. В творчестве того и другого, по его словам, есть моменты, одновременно отчуждающие человека от себя и позволяющие ему сквозь себя прорваться. У Строчкова это своеобразная поэтическая философия языка, у Лавут – особый – из детства, но взрослый – внешний взгляд на взрослое мироощущение.
Как любое хорошее предисловие, это предварение подстегнуло мысль слушателей, показав один из возможных подходов. Вашему корреспонденту «полюсность» Лавут и Строчкова открылась, скорее, в поколенческом аспекте: в соотношении «опыта» и «языка», различающем литературных «отцов», чей поздний дебют пришелся на 80-е, и литературных «детей», дебютировавших в 90-е годы. Для старшего поколения язык, как единственно верифицируемая реальность, определяет мироощущение, структурирует опыт. Нынешние тридцатилетние делают слово орудием переживания, сильного и непосредственного, не очень доверяя языку┘ Думаю, у каждого слушателя возникла и своя версия происходящего.
Так что поторопилась поэтесса Татьяна Милова, когда по завершении первого года «Полюсов» предрекла им скорую гибель. Поскольку сочетание голосов всякий раз рождает новую неожиданную ноту.