Поэт Юрий Кузнецов как-то пошутил, что женская поэзия бывает трех родов – это либо истерика (Цветаева), либо рукоделие (Ахматова), либо подражание. Алина Витухновская не укладывается в эту схему. Спокойная, как будто с самого рождения не питающая никаких иллюзий относительно жизни, с мелодичной замедленной речью, идущей из какой-то трансцендентной глубины, Витухновская кажется противоположностью истерички. С еще меньшим основанием ее стихи можно считать рукоделием – столько в них провокативности, декларативности и агрессивности. Наконец, к Алине можно отнести слова Ахматовой о Мандельштаме: «Поэт без учителей и влияний».
12 декабря в Москве в клубе I.K.R.A. Алина Витухновская презентовала свой новый сайт (www.alinav.ru). Под садистическую видеоинсталляцию Вадима Эпштейна Алина прочла свою поэму и несколько новых стихов. Выступавший следом Всеволод Емелин назвал Витухновскую величайшей русской поэтессой и прочел несколько своих стихов. Актер и драматург Владимир Епифанцев продемонстрировал фрагмент из нового клипа с участием Витухновской.
Музыкальная часть презентации состояла из выступления легенды российской индустриальной сцены 90-х годов – группы «Собаки Табака», солист которой Роберт Остролуцкий признался, что является поклонником поэзии Витухновской, и нового перформанса «Холодное Белое Свечение» ветеранов отечественного энвайромента, арт-группы «Слепые».
Говорят, что богема – это не круг, а скорее стадия карьеры – пора безвестности начинающих писателей и художников. Алина давно прошла стадию богемы. Алина – это Грэйс в литературном Догвилле, Ларс фон Триер в поэзии. Просто с Витухновской произошло то же самое, что с фришевским Гантенбайном: достаточно убедить окружающих, что ты слепой, и можно хоть читать у камина книжку – никто не обратит на тебя внимания. Когда она говорила об исчерпанности человеческих смыслов, войне с Сущим и о приближении самой либеральной и тоталитарной из всех диктатур – Диктатуры Ничто, ее ясновидческие прозрения оставались без всякой реакции┘
Ошиблись те, кто считал, что поэзия Витухновской целиком состоит из эпатажа. Сегодня мы видим, что нигилистический лоск никогда не был важен для нее сам по себе. Витухновская назвала свою противоидею современности «Уничтожением реальности», но для нее это была попытка соединить бытие и мышление, луч света в трагической запутанности метафизических оснований, перспектива, откуда жизнь и смерть, действительное и воображаемое, прошлое и будущее, выразимое и невыразимое, высокое и низкое перестают быть пронизанными противоречиями.
Витухновская подобна поэтам Серебряного века в том, что ее творчество невозможно отделить от ее личности. «Поэзия Алины Витухновской» – это не только ее тексты, но и ее биография, томный голос, шикарный бюст и готическое платье. Без одного какого-нибудь компонента впечатление от ее творчества будет неполным. Как ни относиться к поэзии Витухновской, она воплощает символы, ностальгию и обетования целого поколения. Без Витухновской лучше не станет – станет еще более скучно, пресно и бездарно┘