В центре внимания ищущих новых путей отцов-устроителей конгресса оказалось фэнтези. Для начала писатели, критики и журналисты попытались определить, что же это такое, но к единому мнению так и не пришли. Возможно, потому что большинство докладов было умопомрачительно философично и изобиловало зубодробительными терминами. Прав был Роберт Шекли, в свое время заметивший: «Если ваша речь в переводе с научного языка на нормальный превратится в бульон от яиц, лучше вообще ее не произносить».
Впрочем, решение глобальных вопросов занимало собравшихся в меньшей степени, чем судьбы объявленных наград и призов. В прошлом году «Странник» постарался подвести итоги развития фантастической русскоязычной литературы в эпоху великих перемен. Сейчас отцы-основатели взялись за ХХI век.
Лучшими русскими произведениями фэнтези за последние пять лет были признаны: «Арвендейл» Романа Злотникова (номинация «Магическая фэнтези»), «Сердце Пармы» Алексея Иванова («Историческая фэнтези»), «Белый хрен в конопляном поле» Михаила Успенского («Юмористическая фэнтези»), «Киндрэт: кровные братья» Алексея Пехова, Елены Бычковой и Натальи Турчаниновой («Городская фэнтези»)
Были и неожиданности. Так, в начале церемонии награждения на экране возник временно проживающий в США (исходя из качества связи, находящийся на околоземной орбите) Ник Перумов и объявил лауреатов его личной, «неполиткорректной» премии, которая в последний момент раздвоилась. «Нику от Ника» Перумов, солидаризировавшись с выбором журнала «Мир фантастики», присудил роману Веры Камши «Лик Победы», а серебряная «Звезда поколения» досталась «Городу и ветру» Анастасии Парфеновой «за оптимизм, чистоту и свежесть взгляда». Ну а победителем сетевого литературного конкурса «Наше дело правое», второй тур которого проходил под эгидой «Странника», оказался ответственный сотрудник аппарата Совета Федерации, пишущий под псевдонимом Вук Задунайский и присутствовавший на конгрессе именно в таковом качестве.
В целом мероприятие вышло любопытным, особенно в части «приоткрытого голосования», когда волеизъявлению жюри предшествует публичная предзащита номинируемых произведений, а получившие черный и белый шар зрители имеют возможность поддержать любимцев и «притопить» тех, кто не нравится. Первый блин, правда, вышел комковатым, ну да лиха беда начало. Следующий «Странник» заявлен как бенефис научной фантастики, так что через год мы узнаем, кого из ныне пишущих авторов признают наследниками Жюля Верна и академика Обручева.