Пробуждением Ктулху занимались московские литераторы в минувшую субботу в кафе-клубе «Жесть» на первом Альтернативном поэтическом фестивале имени Нугатова «Френдс-онли». Однако уточним персоналии. Валерий Нугатов – московский поэт, прозаик, переводчик, культуртрегер. Ктулху – придуманный сто лет назад американским писателем Говардом Лавкрафтом чудовищный монстр, который спит на дне Тихого океана (человек-осьминог с корабля мертвецов во второй серии «Пиратов Карибского моря» – вылитый Ктулху!) Это мифическое божество стало талисманом первого в столице частного литературного фестиваля. В Екатеринбурге уже проходили прижизненные Курицынские чтения, а чем в конце концов Москва хуже?!
На фестиваль своего имени Нугатов пригласил в основном друзей и «френдов» своего Живого Журнала. Цель мероприятия – «Как можно уже и субъективнее представить современную поэзию, ограничившись лишь безусловно гениальными и бесспорными именами. Организаторы фестиваля всячески приветствуют и поощряют кумовство, местничество, мздоимство, низкопоклонство и протекционизм». В конечном счете получилось что-то среднее между рафинированно-декадентским литературным салоном и внеочередным съездом радикального крыла литературной партии киберпочвенников. Прочесть стихи и поздравить Валерия Нугатова с первым именным фестивалем пришли поэты Данила Давыдов, Вадим Калинин, Анна Русс, Андрей Сен-Сеньков, Алексей Денисов, Данил Файзов, Дина Гатина, Сергей Соколовский┘ Дарья Суховей приехала на фестиваль из Петербурга, а Лена Элтанг – из неопределенно-туманной Европы. Среди слушателей были замечены Дмитрий Кузьмин, Герман Лукомников, Аркадий Штыпель и Мария Галина.
Читали много и со вкусом, местами – посвященное виновнику фестиваля, местами – обще- и сверхчеловеческое: о суициде и садизме, об инцесте и порнографии. Итальянские фрески перемежались литовскими ноктюрнами, и дороже любой поэтической некромантии оказывались летние каникулы в деревне. Случались и элементы слэма, и экспромты, написанные чуть ли не на ресторанной салфетке: «Ну что ж, скорей вскрывай шкатулку, / Смотри, чего там залегло: / Там – пробуждающийся Ктулху, / Там зеркало и там стекло» (Данила Давыдов).
Словно в древнем магическом ритуале, поэты поочередно приносили себя на алтарь (за)океанского божества. И ненасытный Ктулху символически пожрал лучших. То есть всех участников фестиваля.