7 сентября в рамках Московской международной книжной ярмарки прошел круглый стол «Детская литература до и после Гарри Поттера».
Появление и беспримерный финансовый успех книг Джоан Ролинг оказали настолько значительное воздействие на рынок детской литературы, что можно всерьез говорить о делении ее истории на периоды «до и после». И не только в связи с бессчетным числом подражаний и прямых перепевов (самый характерный пример на российском рынке – Таня Гроттер со всей ее судебной историей). Главное, что впервые после долгих лет невнятицы издатели взглянули на качественную детскую литературу как на серьезное коммерческое предприятие, – не одну только культурную работу, но и возможность получения крупных прибылей.
Но для того чтобы национальная детская литература стала событием и культуры, и рынка, ей надо помогать. Но каковы инструментальные методы развития не подражательной, а оригинальной, качественной, коммерчески выгодной детской литературы? Если наши дети не научатся читать сегодня и не полюбят книгу, то для кого мы будем издавать и писать их завтра? Об этом и шел разговор.
Устроители круглого стола – журналисты Олег Фочкин («МК»), Александр Гаврилов («Книжное обозрение») и Юлия Гнездилова («Читаем вместе») планировали соединить в обсуждении современного состояния детской литературы в России писателей, читателей, издателей и книготорговцев. Состав участников стал неожиданным даже для самих устроителей. Среди писателей: победитель конкурса «Заветная мечта» израильтянин Фред Адра, итальянка Муни Витчер, Екатерина Матюшкина, Артур Гиваргизов, Валерий Воскобойников, Владимир Постников. Издателей представляли руководители издательств «Махаон», «Детская литература», «АСТ». Долго говорил о необходимости поддержки авторов посредством премий Георгий Урушадзе – главный двигатель «Заветной мечты» и «Большой книги».
В начале, правда, разговор не пошел. Почему-то писатели предпочитали говорить не о собственном творчестве или проблемах, а о том, хорош или плох Гарри Поттер. У Фреда Адра и Валерия Воскобойникова возник даже диспут на эту тему, но после длительных оценочных перепалок не выдержала Муни Витчер. «Я не понимаю, зачем мы здесь собрались, – сказала она. – Если обсуждать достоинства и недостатки Гарри Поттера, то тогда нужно было приглашать Ролинг... У русских писателей какое-то странное самоуничижение. Вы же пишите прекрасную литературу, но она совершенно неизвестна в Европе. Постарайтесь избавиться от балласта подражательства. Нужно создавать собственные миры, только тогда вас заметят и полюбят!» С этого места дискуссия приобрела новый характер. Все собравшиеся прекрасно понимали, что дело не только в том, кто и как пишет, но и в том, будут ли тебя читать дети. Ведь их-то не обманешь красивой обложкой.
Хотя в этом плане с писателями активно спорили главный редактор «Детской литературы» Олег Вишняков и генеральный директор «Махаона» Аркадий Витрук. Они считают, что без иллюстраций, хорошей бумаги и редактуры детская книга проигрывает. Но тут возникает проблема цены. И ее пока никак не удается обойти.
Сошлись на том, что такие встречи крайне необходимы. Нужно вырабатывать свои предложения для программы поддержки чтения, создавать детские читательские клубы. Вот только пока не очень ясно, кто этим будет заниматься. Возможно, это писатели решат уже на ярмарке «non/fiction», где снова собираются провести круглый стол.