0
1747
Газета Факты, события Интернет-версия

24.08.2006 00:00:00

Возрождение канона

Тэги: погорельский, территория будущего


Разговор с главой издательского дома «Территория будущего», директором Института Восточной Европы Александром Погорельским, начался с издательских и семинарских программ «Территории будущего», но коснулся и будущего нашей страны, которое не внушает оптимизма герою интервью.

– Александр Львович, а что такое собственно «Территория будущего»?

– Так называется Общество реальных дел – система организаций печатных и интернет-изданий, просветительских программ, объединяющая Институт Восточной Европы, Издательский дом «Территория будущего», два выходящих журнала, «Логос» и «Прогнозис», интернет-портал Prognosis.Ru, а также новый, только что зарегистрированный и готовящийся к выпуску «Восточноевропейский журнал». В рамках Института Восточной Европы мы проводим и экспертные семинары для неширокого круга специалистов, на которых обсуждение ведется на сугубо научном уровне. Недавно состоялся семинар «Государство и революция», но речь там шла не о том, что происходило, например, в Бишкеке или Киеве, – на этом, как правило, зациклено большинство экспертов, обсуждающих сегодня данную тему. Мы попробовали рассмотреть общие вопросы в теории революции ХХ века после Ленина и Питирима Сорокина. Материалы семинара готовятся к изданию: будут выпущены специальные тематические номера журнала «Логос» и блок материалов в журнале «Прогнозис».

– А каков был ваш путь к нынешним «реальным делам»?

– У меня достаточно сложный жизненный путь. По первому образованию я – инженер-физик, окончил Ленинградский институт точной механики и оптики. Тем не менее я сразу после окончания института занялся экономикой и защищался по экономике. Тема диссертации была – «Планирование развития нефтегазового комплекса Западной Сибири», социально-экономические аспекты. Я работал тогда в Институте экономики, Миннефтегазстрое, в очень интересном научном коллективе, который возглавлял Борис Самойлович Вайштейн. Тогда ученым нашего института впервые удалось доказать, что весь прирост национального дохода СССР происходит за счет нефтегазового комплекса Западной Сибири. Что идет стагнация и реальный спад в народном хозяйстве в целом и что страна живет за счет природной ренты.

– Какой это был год?

– Конец 1970-х.

– Были ли публикации на эту тему?

– Часть этих материалов была закрытой. Но публиковалось много других интересных сопутствующих материалов. В 1989 году я понял, что надо уходить из государственной науки в бизнес, но после 12 лет работы вдруг понял, что бизнес не совсем меня удовлетворяет, что надо сделать что-то, что интересно лично мне и может принести пользу другим. Так возникло общество реальных дел «Территория будущего», так же возникла идея общества «Метафутуризм».

– Насколько реальным делом стала для вас издательская деятельность? Зачем, например, вдобавок к хорошо известному журналу «Логос» понадобился еще и журнал «Прогнозис»?

– У нас никто сейчас не занимается будущим. Мы погрязли в повседневных проблемах, не можем из них вырваться, ощутим дефицит материалов прогностического характера и серьезной аналитики. Отсюда и возникла идея журнала «Прогнозис», которая сейчас реализована. Другой важный книгоиздательский проект – «Университетская библиотека». Исходили мы из того, что сегодня существует корпус мировой научной литературы в социальной и гуманитарной сфере, который не доходит до большинства российских читателей, и настроились на публикацию некоего канона – фундаментальных работ, которые стараемся отбирать и публиковать по различным направлениям гуманитарных наук. Существуют четыре направления в серии: философия, экономика, история и культурология, социология. Издательская программа рассчитана минимум на десять лет, ежегодно издается примерно двадцать книг.

– Распространяются эти книги как обычно или у вас есть какие-то свои каналы для этого?

– Распространяются эти книги совершенно необычно. С помощью наших партнеров мы рассылаем издаваемую литературу в более чем 400 университетов России и Восточной Европы. Наши книги получают практически все университетские библиотеки России, 12 университетов Украины, крупнейшие университеты Прибалтики, Грузии, Армении, Молдовы, но мы начинаем выходить и за пределы нашей бывшей «необъятной родины», направляя издания туда, где они действительно востребованы.

– Но это ведь все книги на русском языке┘

– В том-то и дело. Гуссерля на русском языке мы направляем, например, в Львовский университет, который находится на улице Степана Бандеры, так как хотим, чтобы те люди, которые предпочитают читать серьезную литературу на кириллице, могли бы это делать. Вот вы спрашивали, насколько реальным делом является для нас издательская деятельность. Я обнаружил, что журнал «Прогнозис» от корки до корки читают от Урала до Силиконовой долины. Люди читающие, возможно, сегодня не очень сильно влияют в политическом плане на жизнь страны. Но история показывает, что когда такие люди пропадают, то вместе с ними пропадает и страна. Поэтому, я считаю, что трудно найти более реальное дело.

– Не так давно, на юбилее журнала «Логос», говоря об образе современной России, вы представили интересную схему двух труб: нефтегазовой и долларовой, вокруг которых и формируется современная Россия. Но остальная Россия и не имеющее отношение к этим «трубам» население как бы уже никому и не нужны. Будете развивать эту тему?

– Лично я – не знаю, но должен сказать, что тема эта очень важна. Выход из патримоналистического общества имеет некие исторические прототипы. Этому будет посвящен ближайший семинар Института Восточной Европы. Мы хотим снова отойти от злобы дня и сосредоточиться на фундаментальных проблемах. Ясно, что идеального общества построить не удастся. Но мы видим, что были примеры, как за несколько десятилетий общества, построенные на эгоизме и глубоко коррумпированные, проходили большой путь выздоровления. Подобные периоды были и в истории России, в частности в эпоху правления Александра II. Другой пример – оздоровление американского общества при Франклине Рузвельте, произошедшее после того, как Америка ужаснулась от угроз, которые тогда стояли перед ней. Мы хотим рассмотреть эти исторические примеры. Интересно поразмышлять, как все это происходило, какие институты при этом создавались, как происходит легитимизация институтов, возникающих в ходе революционных потрясений. Пути выхода на здоровые формы общественной жизни как раз и будут обсуждаться на ближайших семинарах.

– Ваши прогнозы для России?

– Я вижу впереди очень серьезные опасности, связанные с монокультурной ориентацией российской экономики. Дело в том, что за пределами 2008–2010 годов у нас заканчиваются легко добываемые нефть и газ, которые не требуют серьезных вложений при добыче, очистке и подготовке к транспортировке. То есть России потребуются колоссальные инвестиции. Доминирует уверенность, что мы сильны и богаты, что мы энергетическая империя, но без внешних инвестиций эта империя рухнет в очень короткий срок. Ясно, что инвестиции должны прийти из передовых стран. Причем инвестиции – это не деньги. Это прежде всего передовое оборудование, технологии, ноу-хау. Что требует совершенно нового подхода к развитию страны, к внешней политике, к образованию. Уверенность в том, что мы движемся к светлому будущему, ни на чем не основана. Прогнозы очень тревожные, так как людям у власти свойственна психология временщиков. Сформировавшийся механизм власти не отличается гибкостью и способностью к адаптации. Не берусь прогнозировать, в каких формах, но ясно, что впереди нас ждут серьезные потрясения и серьезное напряжение национального ресурса, в том числе интеллектуального. Пока ситуация не внушает оптимизма. Стране необходим переход на другой энергетический уровень. И тут все дело в траектории движения. Если сменить нынешнюю траекторию, неизбежного разрыва может не случиться, а потрясения пройдут мягко.

– Несколько неожиданным стало ваше участие в ярмарке «Арт-Москва». Или это часть общей стратегии?

– Наряду с «Территорией будущего» мы учредили Общество развития альтернативного искусства «Метафутуризм». Одна из его программ – сайнс-арт – подразумевает расширение поля зрения современного искусства за счет использования технических средств и достижений науки. Вы знаете, например, что Ирландия вышла на душевой доход выше, чем в Великобритании, прежде всего за счет развития программ свободных зон в области искусства? Так что это направление развивается за рубежом, но в чем-то мы оказались пионерами. Художники-авангардисты Сергей Шутов, Аристарх Чернышев, Владислав Ефимов ведут сейчас работу совместно с Российским научно-исследовательским центром «Курчатовский институт», Государственным институтом редких металлов, Инженерно-технологическим центром «СканЭкс» и Институтом кристаллографии. Будем выпускать по итогам специальный выпуск журнала «Логос». На «Арт-Москве» мы провели теоретический семинар по этим направлениям. Есть еще программа «Открытые мастерские метафутуризма» на площадке «Территория будущего». А сейчас я собираюсь на Украине, на своей родине, провести фестиваль современного искусства «Арт-местечко: встреча культур».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1782
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1119
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
814
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1099

Другие новости