«Кино в твердой обложке» – так называлась дискуссия, которую устроили питерские издательства «Сеанс» и «Амфора» на прошедшем Московском международном открытом книжном фестивале в честь издаваемой ими серии «Библиотека кинодраматурга». Дискутировать призвали двух уже изданных в серии кинодраматургов – Юрия Арабова и Дуню Смирнову.
До начала встречи за пластмассовым столиком во внутреннем дворе ЦДХ сидели ведущий дискуссии, критик Виктор Топоров, ради встречи сценаристов совершивший путешествие из Петербурга в Москву, и глава издательства «Ad Marginem» Александр Иванов. Вместе сокрушались, что книжный рынок сильно подкосили пиратские диски: если раньше фильмы на DVD стоили на порядок дороже книжек в твердом переплете, то теперь книги подорожали, а диски, наоборот, упали в цене. Купив за сто рублей диск с десятью фильмами, человек получает 20 часов гарантированного досуга. Книга и стоит дороже, и читается быстрее.
За те же сто рублей посетители книжного феста могли наблюдать полуторачасовую дискуссию и убедиться, что издание киносценариев – штука полезная как для книжников, так и для киношников. Журнал «Сеанс» давно знакомит читателей с новинками кинематографа, а издательство «Амфора» следует в данном случае набирающей силу рыночной тенденции: беллетризованная запись фильма и издание ее в книжном формате снова в моде.
И хотя, как выяснилось на встрече, сами сценаристы по скромности считают свои сценарии литературным полуфабрикатом, достаточно открыть, к примеру, книгу Юрия Арабова «Солнце» и сравнить его сценарии с фильмами Сокурова, чтобы понять, что между прозой Арабова и кинематографом Сокурова не так уж много общего.
Еще нагляднее эту разницу демонстрирует сценарий «Времена года» Дуни Смирновой, по которому она же как режиссер поставила фильм «Связь», только что вышедший в российский прокат. И именно ее книгой открылась «Библиотека кинодраматурга».