«Присутствует на съезде нашем Сергей Вадимович Степашин!» – такого рода декламацией приветствовали участников V съезда Российского книжного союза (РКС) дети в белых рубашечках, неотличимые от советских октябрят 1970-х годов. Персональных приветствий удостоились все члены президиума – от руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского до председателя Московской городской Думы Владимира Платонова (тут же единогласно избранного председателем новоучрежденного московского филиала РКС).
Съезд проходил в интеллектуальном центре – фундаментальной Библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова. В повестке дня – два пункта: учреждение филиала РКС-Москва и презентация Национальной программы развития чтения в Российской Федерации как приоритетного проекта в области культуры.
Хромает грамотность
Некоммерческое партнерство «Российский книжный союз» основано в 2001 году, в РКС входит 220 крупнейших книгоиздателей России, 236 книготорговых предприятий, 97 типографий, несколько союзов писателей, а также ряд профессиональных ассоциаций. Президентом РКС является председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, он председательствовал на съезде, и именно его доклад был посвящен концепции Национальной программы развития чтения, разработанной в недрах РКС и Федерального агентства по печати.
Необходимость программы обосновывается прежде всего наличием в стране проблем с чтением и грамотностью. Доля читающего населения в возрасте до 30 лет за последние годы снизилась почти в половину. Доля россиян, читающих не менее 8 книг в год, в России составляет сейчас всего около 23% (в Великобритании и Швеции этот показатель – 40–50%). По результатам международных тестов грамотности школьников (PISA, PIRLS) Россия находится среди стран с наихудшими показателями. Телевидение, интернет и другие СМИ вытесняют чтение как вид досуга, с современными носителями информации книга конкурирует с трудом. Обучение чтению в России заканчивается в начальной школе (в развитых странах работе с текстами и иными информационными массивами учат на всех ступенях образования).
Как заметил Сергей Степашин, «в погоне за числом «пройденных» авторов наша программа по литературе построена на принуждении ребенка к чтению, а не создании у него внутренней потребности в нем». Более 15 лет школьные библиотеки недоукомплектовываются. При этом Россия находится на одном из первых мест в мире по числу библиотек, но только 5–6% издаваемых книг попадает в библиотечные фонды.
Всего в России издается сейчас около 100 тыс. наименований книг в год, но до 80% из них не покидает пределов крупных городов. В стране нет единой информационной системы, связывающей издателей, книжных дистрибьюторов, розничную торговлю, библиотеки и читателей. Один книжный магазин приходится у нас на 50 тысяч человек (хороший мировой показатель – до 5–10 тыс. человек на магазин), в большинстве городов с населением менее 100 тыс. книжные магазины отсутствуют вовсе. И т.д. И т.п.
Что делать?
В первую очередь изменить отношение к книге и чтению в обществе – посредством социальной рекламы и различных издательских, книготорговых и библиотечных программ, а также общественных инициатив, направленных на стимулирование потребности в чтении. Но для этого нужно выстроить сначала «схему индикаторов и контрольных показателей, систему сбора и анализа данных». Сергей Степашин призвал также «серьезно изменить социальный статус автора, повысить престижность этой профессии», уделять больше внимания чтению как общеучебному навыку в образовательных стандартах, по-новому выстроить курс литературы. Должны быть сформулированы стандарты минимальной необходимой обеспеченности региона библиотеками и (что уже существеннее) введено финансирование библиотек отдельной строкой в бюджетах различного уровня. «Необходимо остановить волну приватизации с последующим немедленным перепрофилированием муниципальных книжных магазинов», – заявил Степашин. И сообщил, что уже докладывал президенту об остроте проблем чтения и грамотности и необходимости национальной программы развития чтения. Президент поддержал.
2007 год будет объявлен в России Годом чтения. Как национальный проект программа поддержки чтения будет реализовываться в 2008 году, а обкатка ее начнется в Москве. Во всяком случае, присутствовавший на съезде Юрий Лужков весьма эмоционально призывал оградить книгу от «агрессии массовой культуры», а с другой стороны, заявил, что книжная торговля не должна сосредоточиваться только в одном городе, имея в виду Москву (40% объемов российской книжной торговли).
Кто программу пишет, тот ее и воплощает
Возникает вопрос: какой орган займется поддержкой чтения в пресловутом 2008 году? Не секрет, что в Федеральном агентстве по печати (как и в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии) среди чиновников давно уже идут разговоры о том, «что мы будем делать, когда нас упразднят?». В числе целей и задач РКС декларирует готовность «взять на себя ответственность за организацию и развитие книжного дела во всех его проявлениях», регулировать отношения между субъектами рынка и вырабатывать его стратегию. Усиление РКС видными региональными и федеральными чиновниками, нынешняя концепция Национальной программы, предусматривающая, как и все приоритетные национальные проекты, изрядное бюджетное финансирование, – все говорит о том, что именно РКС заменит в перспективе государственное ведомство.
Читателям книг до этого нет дела, однако не следует забывать, что книжная отрасль в нынешнем ее виде – один из немногих бизнесов, развивавшихся в новой России фактически на пустом месте после краха государственной системы книгоиздания и распространения. В 1990-е годы сами издатели и книготорговцы создавали этот рынок, и именно они несут ответственность за нынешнюю ситуацию. РКС в этом смысле – компромиссная структура, в которой важнейшую роль играют несколько крупных рыночных игроков под чутким руководством государственных чиновников.
Нет сомнений, что возможное новое «разгосударствление» книжной отрасли с одновременной информационной кампанией по поддержке чтения тем же государством пойдет по намеченному ими пути и с их непосредственным участием.