В московском клубе «Китайский летчик Джао Да» в минувшую пятницу прошла презентация нового издания книги Владимира Паперного «Культура Два». Это, если кто не знает, классическое исследование сталинской эстетики сквозь призму различных искусств той поры, в частности архитектуры; одним словом, иллюстрированный научный трактат и культурологическое эссе в одном флаконе. Искусствовед, дизайнер, историк архитектуры Владимир Паперный писал эту книгу в 70-е годы как кандидатскую диссертацию. Однако эта работа быстро переросла свой первоначальный замысел, и стало ясно, что предлагать ее на соискание ученой степени в СССР (а тем более пытаться опубликовать) бессмысленно и небезопасно. После отъезда автора в США в 1981-м рукопись «продолжала жить своей жизнью», как пишет Паперный в предисловии к новому изданию. В начале 80-х отдельные главы этой работы публиковались в сам- и тамиздате; в 1985-м книгу целиком выпустил эмигрантский «Ардис»; в 1996-м первое полное издание в России осуществило «Новое литературное обозрение». Оно же выпустило и нынешнее издание, исправленное Паперным и дополненное циклом статей «Культура Два» двадцать пять лет спустя» (среди авторов – Вячеслав Иванов, Светлана Бойм, Джон Боулт).
Владимир Паперный ныне возглавляет дизайн-студию в Лос-Анджелесе, снимает документальные фильмы, пишет для журналов статьи на темы дизайна, городской среды и столкновения культур. Пару лет назад «НЛО» выпустило сборник его рассказов и очерков «Мос-Анджелес». Гостям презентации он предложил своеобразную экскурсию по советской тоталитарной эстетике – какой она предстает в популярных фильмах той эпохи. Фрагменты комедий Григория Александрова «Волга-Волга» и «Светлый путь» сопровождались семиотическими комментариями Паперного: было, в частности, разъяснено значение Воды и Сказки для мифологии и идеологии Культуры Два.
Затем настал черед издателей, коллег и друзей автора. Ирина Прохорова («НЛО») и Елена Петровская (Институт философии РАН) отметили вклад Паперного в дело интеллектуального осмысления советской культуры 1930–1950-х годов. Приветствие автору прислал из Германии философ и культуролог Борис Гройс. На вечер пришли искусствовед и издатель Андрей Сарабьянов, автор метакраеведческого романа «Мозгва» Андрей Левкин, литературовед и неустанный борец с тоталитаризмом Мариэтта Чудакова... Самым оригинальным по обыкновению стало выступление поэта Льва Рубинштейна. Он спел несколько лирических шлягеров, хронологически относящихся к Культуре Два, в том числе «Одинокая бродит гармонь».