20 и 21 марта в рамках Всемирного дня поэзии стартовал совместный проект литературного клуба «Классики XXI века» и культурного центра «Булгаковский Дом» «Критический минимум». Организаторы замахнулись на святое. Жил-был себе литпроцесс, никого не трогал, разные группы и журналы легитимизировали себе помаленьку новых авторов, критика писала себе что-то о своем, о возвышенном, а тут – на тебе: поэтов и критиков столкнули лбами, заставили не только в глаза посмотреть друг другу, но и сказать какое-то количество слов, причем не всегда приятных.
«Критический минимум», по замыслу организаторов (это Елена Пахомова, Андрей Коровин и Евгения Вежлян), – цикл вечеров с периодичностью примерно раз в один-два месяца, в которых участвуют две главные стороны литературного процесса: поэты и критики вкупе с литературными редакторами, которые подчас и критики, и вершители судеб одновременно.
На литературном и окололитературном поле произрастают сегодня самые разные растения. Литбарьеры в виде издательств, журналов, критиков рухнули под невиданным напором «как бы признанных» в своих кругах авторов, пришедших из интернета, из Литинститута, из тусовки, из подполья, с улицы, из ниоткуда. Их тьмы и тьмы. Понять, что они пишут, – невозможно, ибо пишут они много и надо посвятить всю жизнь изучению этого невиданного массива народного творчества. В итоге критику начинают писать все, кому не лень, издатели же выпускают на свой вкус и цвет книжки весьма сомнительного литературного качества.
Организаторы проекта рисковали. Если бы критики оказались излишне политкорректны – честного разговора не вышло бы. Ряд критиков ушли от прямого разговора еще на стадии переговоров – мол, не следим за процессом, ничего не знаем, этих поэтами не считаем, а с этими коллегами на одном поле и загорать не ляжем. С точки же зрения организаторов, критика не должна быть политкорректной.
И, как ни странно, разговор – не для всех приятный, не всегда откровенный – получился. И если Дмитрию Воденникову неприятно было слышать, как критики рассуждали о нем чуть ли не в восторженных тонах, то Алине Витухновской наверняка было не очень уютно от нелестных высказываний в ее адрес. Так что Константину Кедрову пришлось даже вмешаться и причислить Алину к лику непонятных и неуслышанных. А как заразительно смеялся Максим Амелин иронии со стороны критиков в свой адрес – это надо было слышать.
В первых вечерах проекта приняли участие поэты: Дмитрий Воденников, Максим Амелин, Санджар Янышев, Николай Звягинцев, Андрей Родионов, Алина Витухновская, Сергей Соловьев, Елена Шерстобоева; критики и литературные редакторы: Ольга Ермолаева («Знамя»), Мария Галина, Людмила Вязмитинова, Юлия Качалкина («Октябрь»), Сергей Арутюнов, Юрий Ракита («Сетевая поэзия») и Евгения Вежлян («Культпоход»). Есть уже желающие принять участие в следующих вечерах как среди авторов, так и среди критиков: честный разговор о современной поэзии и литературе в целом всем участникам литературного процесса давно необходим.
Так что минимум состоялся. А критики вообще, кажется, только начали входить в азарт. Сколько было произнесено за два дня афоризмов, какие пламенные речи звучали в стенах Булгаковского Дома и «Классиков» – не передать. Что это дает? И что вообще может дать критика? Только угол зрения. А право поэта – принимать этот угол или пользоваться другой оптической системой.