Семнадцатого января, во вторник, в клубе "Жесть" на Большой Лубянке состоялся первый из запланированных философских вечеров, на которых молодые философы, политики, литераторы и просто желающие могли бы в неформальной обстановке обсудить животрепещущие вопросы. Тема вечера - "Национальная идея: миф или реальность". Ведущие - Сергей Шаргунов и Данил Файзов.
Возможна ли сегодня национальная идея? Существует ли русский народ как нация? Возможно ли национальное возрождение? Что можно добавить к четырем приоритетным национальным проектам правительства: здравоохранению, образованию, развитию агропрома и рынка доступного жилья?
Декарт говорил: "Все мудрецы мира не знают, как определить белый цвет, но стоит мне открыть глаза - чтобы увидеть его". Примерно так же обстоит дело и с нацией. Поэтому национальная тема всегда вызывала и, наверное, будет вызывать столько же интереса, сколько недоразумений.
Сергей Шаргунов объявил мозговой штурм и призвал всех присутствующих при обсуждении не стесняться переносить творчество в политику, а политику в творчество.
Музыкант Федор Бирюков в качестве национальной идеи предложил империю в широком и положительном смысле, как сбережение и сохранение территорий.
Преподаватель философского факультета МГУ Павел Костылев заметил, что национальная идея не может спуститься сверху или родиться из словесной пены, а значит, надо перестать хватать руками воздух.
Поэт Всеволод Емелин, как абсолютный пессимист, объяснил, что в качестве русской национальной идеи может предложить только обращение китайцев в православие.
Философ Алексей Нилогов заявил, что национальное чувство - это действенная сила души, живая кровь существования, а национальной идеей является возвращение России ее исторической роли.
Публицист Михаил Бойко призвал обратиться к творчеству русских мыслителей славянофильского обжига, почвенников и философов Серебряного века с их почти эротическим отношением к России, и в качестве примера привел Бердяева, впадавшего в своего рода эротический транс от созерцания открывающейся ему русской души.
Политолог Петр Милосердов выдвинул в качестве национального проекта построение осмысленного, справедливого и конкурентоспособного государства.
Наконец, религиовед Вадим Венедиктов и вовсе заметил, что вопрос о национальной идее относится к сфере политической мифологии, а единственной духовной основой государственности остается православие.
Может быть, самое оригинальное мнение заключалось в том, что национальное чувство - это несмолкающий беззвучный крик, который звучит в душе каждого человека, порождая в родственных душах интимный отклик. Известно, какие теплые чувства связывают близнецов. К родственникам мы относимся в целом лучше, чем к посторонним людям. Если принять во внимание, что все русские - родственники в 25-м колене, то, может быть, на этом пути мы приблизимся к пониманию того, что есть нация? Тогда патриотизм сам по себе является национальной идеей - консолидирующим фактором, который сильнее социальной и классовой розни, всех противоречий, раздирающих наше общество.
Горячее обсуждение прерывалось чтением стихов. С новыми стихами выступили Всеволод Емелин, Федор Бирюков и сам ведущий Сергей Шаргунов. По окончании дискуссии состоялся фуршет, объединивший участников подобно национальной идее.