Конец прошедшего года для одного из ведущих литературных клубов Москвы - Крымского геопоэтического клуба - был ознаменован неожиданным поворотом к едва ли не "почвеннической" тематике. В течение десятилетия это неформальное донельзя объединение обыгрывало разнообразную окололитературную проблематику по схеме "Литература и..." ("Литература и информационные технологии", "Литература и гомосексуальность", "Кризис рубля и литература", "Литераторы - сотрудникам госбезопасности" и т.п.). И за редким исключением никогда не был задействован существенный элемент клубного брэнда - эпитет "крымский". Исторически лейбл этот связан с неким Боспорским форумом, который проходил на благословенном полуострове и на острове Тузла (знаменитом ныне по другим причинам) и положил начало теплым отношениям ряда известных литераторов из разных эстетических лагерей, ранее общавшихся не столь непосредственно.
Роль Крыма как сближающего начала и была основной интригой новой акции - презентации книги прозы Александра Ткаченко "Париж - мой любимый жулик". Автор, гендиректор Русского ПЕН-Центра, в свое время крымский поэт и председатель полуостровной литературной студии, а еще раньше - легендарный футболист, форвард симферопольской "Таврии", - построил вечер как дегустацию "выдержанной" прозы из книги и находящихся еще в состоянии "брожения" совсем новых рассказов.
Действия большей части текстов, вопреки франкофильскому названию сборника, были географически и исторически привязаны к родине автора. Слушатели, большинство из которых оказались не просто литераторами, но и земляками автора, время от времени прерывали чтение, чтобы уточнить всплывающие в тексте полуостровные реальности. Аудиторией была отмечена особая аура, некий благостный, почти идиллический контекст, окружающий персонажей текстов и подкрепляемый авторскими ремарками типа "...по-крымски незлобиво сказала она".
Эффект этот следует объяснять, конечно, ностальгическими мотивами автора, но также и несколько умозрительной, возможно, концепцией Крыма как "идеальной модели, как можно жить в мире", сформулированной Ткаченко еще в давних текстах и интервью. Имеется в виду относительно безмятежное по сравнению, скажем, с соседним Кавказом сосуществование на полуострове как минимум в последние полстолетия различных этносов - русских, украинцев, армян, крымских татар, караимов и крымчаков. Разумеется, есть повод искать и литературоцентрический аспект у этого как-бы-парадиза. "Всесоюзная здравница" с незапамятных времен начиная с Чехова, Толстого и волошинской теплой компании стягивала на себя отовсюду благодушное креативно-рекреационное сообщество писателей/курортников, привносивших в пространство полуострова патологически гуманитарные идеи вселенской отзывчивости и прочую интеллектуальную буколику.
Среди аудитории - а точнее, стихийно сложившегося полуостровного землячества - были замечены поэт и экономист, директор Института проблем инвестирования Евгений Сабуров (ялтинец), секретарь Московского союза литераторов Татьяна Михайловская (правнучка крымских итальянцев), автор концепции книжной серии (и одноименной диссертации по культурологии) "Крымский текст в русской литературе" симферополец Александр Люсый, последователь якутских и крымских шаманов Ник Рок-н-Ролл и прочие концептуальные крымчане. В качестве новогоднего приза от хозяев помещения - магазина крымских вин "Массандра", где планируется целая серия "крымских" акций Крымского клуба - герою вечера и благодарным слушателям достался дегустационный набор крымских шампанских в жанре "Брют".