Уходящий год был щедрым на юбилеи: 200 лет со дня рождения Ханса Кристиана Андерсена, 400 лет со дня первого издания "Дон Кихота" Мигеля де Сервантеса Сааведры, 110 лет со дня рождения Сергея Есенина, 125 лет со дня рождения Александра Грина и Саши Черного, 125 лет со дня рождения Александра Блока и Андрея Белого. Последнему юбилею посвящена открывшаяся в музее "Русская литература XX века" выставка "Александр Блок. Андрей Белый. Двойной портрет на фоне эпохи", которая будет работать до 29 марта 2006 г.
Виднейшие представители символизма Андрей Белый (р. 14/26 октября 1880) и Александр Блок (р. 16/28 ноября 1880), входившие в группу "Скифы", на протяжении многих лет вели диалог в литературе. Они жили во "время больших перемен", в годы битвы двух Россий - царской и революционной. Оба поэта воспринимали революцию как возмездие за распад монархии. Но если для Белого, бывшего любимым учеником философа-мистика Рудольфа Штайнера, революция олицетворяла обновление, в котором поэт видел нечто мистическое, ниспосланное свыше, то Блок, призывая "слушать музыку революции", в то же время предвидел гибель русской культуры и торжество бескультурья, затянувшееся на десятилетия. И поэму "Двенадцать" Блок писал именно об этом. Однако ни белые, ни красные не поняли христианского смысла поэмы.
Большевики стремились поставить ее "на службу революции", многие из тех, кто не принял перемены и не примкнул к революционерам, отвернулись от Блока, считая, что поэт "продался большевикам". Только Максимилиан Волошин по-своему толковал конец поэмы: большевики ведут Христа на расстрел.
Экспозиция, подготовленная Государственным Литературным музеем совместно с Государственным музеем им. А.С. Пушкина, включает уникальные материалы из собраний музеев, а также экспонаты из коллекций Российского Государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Государственного Центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина.
Представленные на выставке рукописи и рисунки Блока и Белого, публикации в журналах, прижизненные издания произведений поэтов, мемории позволяют лучше понять характер взаимоотношений символистов, их творческие судьбы, личное восприятие поэтами трудных, кровавых лет революции. Прекрасные живописные и графические портреты, фотографии Блока и Белого, их друзей и соратников дополняют экспозицию, давая более полное представление об атмосфере эпохи, предшествовавшей революции, и послереволюционном времени, одновременно позволяя воссоздать эпизоды жизненного пути каждого из поэтов, в чьем творчестве отразились вера и безверие, боль, надежда, отчаяние, вдохновенные порывы души и любовь к России.