Успех очередного литературного проекта сети клубов ОГИ "Поэты за стеклом" бесспорен: от игры к игре - переполненный зал, бурное обсуждение итогов игр и богатый материал для серьезных размышлений. И даже рекламно-зазывное именование проекта "беспрецедентным литературным шоу", сиречь "открытым командным чемпионатом Москвы по поэзии" вызывает не протест, а желание задуматься, поскольку оно вполне в духе времени, а речь идет о современной поэзии. Во всяком случае, результат говорит за себя: нынешний сезон явно проходит под знаком "игр за стеклом".
Конечно, издержки есть. Кураторы этих программ Юрий Цветков и Данил Файзов доказали свое умение интеллектуально и организационно сотрудничать с самыми разными людьми (идея данного проекта принадлежит сетевому поэту и критику Юрию Раките), однако шоу такого уровня - дело новое, требует обкатки и поиска равновесия между эстетическим удовольствием и неизбежным при вынесении оценок ажиотажем. Ситуация осложняется тем, что поэты - люди штучные, а выносить оценку надо команде. Тем не менее после четырех игр стало очевидным, что их результаты вполне закономерны.
Прежде всего деление между фигурантами сцены, зала и профессионального жюри оказалось весьма условным - традиционно собрались "свои", и выглядит все это как мероприятие, организованное для собственного удовольствия и решения широко-профессиональных вопросов. И при выявлении победителя (на равных жюри и виртуального и реального залов) главным критерием естественно оказался профессионализм, точнее, как бы некий становой хребет профессиональности. Это хорошо видно по первой игре, в которой встречались сетевики "Рукомос/Вечерний Гондольер" (капитан Геннадий Каневский) и команда устоявшихся профессионалов "ШуТоЯн" (капитан Дмитрий Тонконогов): у сетевиков практически не было шансов, разве что они выдвинули бы из своих рядов авторов, не столько представляющих панораму сообщества, сколько способных адекватно противостоять противнику на привычной для него территории. Именно это с успехом осуществила "Сборная толстых журналов" (капитан Павел Крючков), играя на прошлой неделе против артистичного "Осумбеза" (капитан Андрей Родионов).
Андрей Родионов, бесспорно, одна из ключевых фигур нынешнего литературного пространства, развитие его эстетики во многом определит пути развития современной литературы. Кроме того, "Осумбез" - привыкшая к заслуженному профессиональному успеху, слаженная, игровая команда, что немаловажно, как показали "игры за стеклом": именно это во многом способствовало успеху "Полутонов" и "Алконоста". Но "толстые журналы" представляли великолепный, славящийся артистизмом Виктор Коваль, эстетика которого, разумеется, была одной из предшественниц эстетики Родионова, Ольга Иванова, не раз срывавшая овации своими хитами в жанре иронической женской поэзии, логичный и красноречивый в своих критических построениях Александр Гаврилов, и при этом эстетический диапазон авторов этой команды оказался шире и основательнее: более молодые набрали меньше очков.
Обратная ситуация была при встрече "Киберпочвенников" (капитан Данила Давыдов) и сетевого сообщества "Полутона" (капитан Ульяна Заворотинская), представляющего самое младшее литературное поколение. Первые сделали ставку на напор устоявшихся личностных эстетик, вторые - на дружный напор команды, продемонстрировавшей довольно широкий эстетический разброс и главное - жизнелюбивый юмор и неиссякаемый запас уверенности в том, что за ними не только будущее, но уже и настоящее. А критик команды Влад Поляковский умудрился устроить шоу в шоу: его противостояние многоопытному Даниле Давыдову - лучшее, что на сегодняшний день продемонстрировали "критики за стеклом".
Схожая ситуация была и при встрече "Гермопрагматиков" (капитан Виталий Пуханов) и сообщества "Алконостъ" (капитан Ольга Нечаева). Правда, здесь дружный напор "алконостов" был усилен наличием в команде Евгения Лесина, на долю которого пришелся, пожалуй, самый мощный за все четыре игры шквал аплодисментов и оваций. Чтобы противостоять этому, прекрасного выступления Виталия Пуханова было недостаточно. Законы командных чемпионатов действуют во всех сферах: для победы команды "звезды" нужны, но только их недостаточно.
Современные поэты, с одной стороны, вполне довольствуются профессиональной резервацией, но, с другой, постоянно ищут путей выхода из нее, задействуя самые фантастические и игровые проекты на стыке жанров и областей культуры - ибо так устроена современная культура. И если двигаться в сторону спорта, то там существует сложная система судейства и личных и командных зачетов. Лишь бы никто из поэтов, тем более состоявшихся, не считал, что он проигрывает кому-то персонально!