Одним из событий Седьмой международной ярмарки интеллектуальной литературы "non/fiction", проходившей в ЦДХ, стала Первая московская международная выставка-ярмарка "Книга художника", завершившаяся аукционом. В России впервые проводился аукцион книги художника, привлекший внимание не только коллекционеров, но и любителей и ценителей произведений этого направления книжного искусства.
На торги выставлялись 60 лотов, среди которых были книги работы Леонида Тишкова, Виктора Гоппе, Михаила Погарского и Гюнель Юран, Владимира Смоляра, Евгения Стрелкова, Андрея Суздалева, Татьяны и Николая Селивановых, Эвелины Шац и других художников. После приветствий Леонида Тишкова и искусствоведа Виталия Пацюкова начались торги, которые вели известные аукционисты Михаил Волк и Мария Чапкина.
Все места в зале были заняты, к середине торгов зрители и участники толпились в дверях. Помимо художников-москвичей, на аукцион приехали известный мастер книги художника Михаил Карасик, художники Евгений Стрелков и Александр Свирский, Эвелина Шац из Италии, коллекционер Владимир Беленкович.
На исходе седьмой минуты с начала аукциона первым проданным лотом стала книга Михаила Погарского и Гюнель Юран "Кости счастья", созданная с использованием различных техник, в том числе шелкографии, ручной росписи, коллажа, ассамбляжа. Третий удар молотком, и тишину взорвали аплодисменты. Было в этом нечто символичное - книга о счастье открыла первый российский аукцион книги художника.
Продолжение не заставило себя ждать. Пожалуй, самым активным участником аукциона стал директор ЦДХ Василий Бычков, ранее в коллекционировании книг художника не замеченный и купивший несколько книг работы Виктора Гоппе, выполненных в технике цветной шелкографии; книгу Ольги Хан "La Jolie Rousse" (Гийом Аполлинер) в керамическом футляре, изготовленном вручную, и книгу Никиты Алексеева "Крестообразные песни" работы Леонида Тишкова, подняв цену на последнюю с 88 до 160 долларов и перекупив ее, таким образом, у молодого коллекционера Сергея Воронича, приехавшего на аукцион, говорят, исключительно ради "Крестообразных песен".
Оживленные торги шли на недорогие позиции: открытки работы Тишкова, плакаты и каталоги ярмарки. На эти лоты цена возрастала с 7 до 50 долларов. Одним из лотов была книга "Картографика" работы Владимира Смоляра (идея и текст М.Погарского), выполненная в технике шелкографии и цифровой печати, в ручном японском переплете с пломбой и в футляре из обрезанной белой бутыли с ручной росписью. Книгу работы Леонида Тишкова "Печень в цветах" на французском и русском языках (издание Элана Буиза), полностью раскрашенную от руки акварелью автором, приобрел известный московский коллекционер Михаил Алшибая.
Открытием выставки организаторы проекта считают книги молодого художника Александра Свирского из Ставрополя - "Сказки Мирового океана", "Поклонение волхвов", "На небе дыры" и другие, выполненные в технике гуаши и туши. В своих книгах Свирский выступает в качестве автора и художника. На аукционе были представлены и проданы уникальные экземпляры.
Последним проданным лотом стала еще одна книга Михаила Погарского и Гюнель Юран - "Библиостас": в виде микробиблиотеки миниатюрной книги, собранной в небольшой шкаф-поставец, сделанный из бальсы. В 42 отделениях расположены 42 миниатюрные книги, сделанные в разных техниках - от офсета и ручной росписи до цифровой печати и термопереноса, книги-объекты, книги в виде свитков и другие. Всего на оживленных торгах из 60 лотов было продано 32 на сумму около 3500 долларов. Цены на некоторые лоты во время торгов возросли до 300 долларов.
Организаторы и участники выставки-ярмарки, с понятным волнением ожидавшие аукциона, довольны: результаты превзошли ожидания, первый шаг в формировании арт-рынка книги художника в России сделан. По словам художника Николая Селиванова, аукцион "стал своеобразным маркером ценности книги художника как явления, имеющего собственную профессиональную историю, которую каждый из нас переписывает по-своему, но она уходит корнями в прошлое".
"Аукцион, который мы готовили, уже имея опыт продажи книги художника на московских антикварных аукционах, стал квинтэссенцией выставки, - считает Виктор Гоппе. - И хотя наши книги не стоят столько, сколько на западных рынках, аукцион показал, что и в Москве они могут продаваться по довольно высоким ценам".
По мнению Михаила Погарского, на следующем аукционе надо учесть, что между проведением аукционов антикварной книги и книги художника есть существенная разница: на первый приходят люди, знающие, что именно они хотят купить, представляющие стоимость книги. На аукционе книги художника особенности многих работ непонятны непосвященному покупателю, поэтому надо подробнее представлять содержание книги, технику исполнения, ее особенности и самого художника.
Надо заметить, что помимо аукциона одним из событий выставки-ярмарки стал круглый стол "Время кентавров. Миксантропизм Книги Художника как проект новых форм арт-коммуникации", организованный Николаем Селивановым. Искусствоведы, художники, социологи, менеджеры дискутировали о месте книги художника в искусстве и среди информационных носителей, о самом термине "книга художника" и в итоге пришли к выводу: художник сам решает, относить или не относить свою работу к этому жанру. Как сказал Николай Селиванов: "Мы все - кентавры, мы не художники в галерейном смысле, мы самодостаточны и занимаемся разными вещами кроме искусства - и педагогикой, и экономикой, и театром, и менеджментом, и дизайном. Деятельность многообразна, но каждый из нас когда-то начал делать эти странные объекты - книги художника, которые объединили нас на этой выставке".