- Что такое вообще книга художника и как с ней обстоят дела в России?
- Российский термин книга художника произошел от двух практически противоположных направлений: французского "livre d"artist" и английского "artist"s book". Впитав в себя и ту и другую традицию, жанр собственно скалькировал и терминологию. Не следует путать его с термином "art book" (буквально "искусство книги"), который зародился в Германии в начале ХХ века, а в России разрабатывался в первую очередь мирискусниками и, в частности, Александром Бенуа. Art book - это, собственно, теория и практика красивого оформления книги. Можно сказать, что art book - это высокое ремесло, в то время как artist"s book - свободное и порой предельно непрофессиональное творчество. Безусловно, иногда границы между тем и другим стираются и различить их становится практически невозможно. На мой взгляд, самое главное здесь - внутренний творческий порыв. Но, однако, так уж сложилось, что жанр, в котором мы работаем, стал внутри художественного цеха называться "книга художника" и соответственно обратная калька к нему будет "artist"s book".
В России в настоящее время книга художника находится на подъеме. Во-первых, расширяется круг самих художников, которые начинают ею занимаются, во-вторых, развивается выставочное движение, в-третьих, растут молодые силы. Например, художник Андрей Суздалев ведет в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) постоянный семинар для детей по книге художника, Николай Селиванов руководит "Мастерской художественного проектирования". И его ученики делают прекрасные работы, которые были представлены, например, в третьем номере альманаха "Треугольное колесо", полностью посвященном книге художника. То есть и художники работают, и просветительское движение ширится, но книга художника до сих пор не стала товаром, не вышла на вторичный рынок
- Но выставки бывали и прежде - и никак в этом смысле не повлияли на рынок?
- Начинал у нас выставочную деятельность художник Леонид Тишков еще в 1991 году, организовав первую в России выставку по книге художника в Библиотеке им. В.И. Ленина. ГЦСИ организовал две выставки авторской книги за последние два года, разные арт-группы неоднократно устраивали выставки, но все они носили именно выставочный характер. То есть или какой-нибудь куратор собирал экспозицию по своему усмотрению, или сами художники. Сегодня же речь идет о ежегодной тематической выставке-ярмарке. Такие есть практически во всем мире, они или проходят параллельно крупным книжным ярмаркам, например, Франкфуртской или Лейпцигской, на которых представлен большой раздел по книге художника, или становятся самостоятельными выставками, как ежегодная выставка artist"s book в Лондоне или биеннале в Словакии. В России же это первая подобная выставка-ярмарка. Подчеркну особо: именно ярмарка, потому что мы не скрываем, что хотим участвовать в формировании арт-рынка книги художника. Потому что есть широкое движение, делается большое количество книг, но почти нет ни серьезных покупателей, ни коллекционеров. Покупки, которые делают музеи и библиотеки, носят случайный характер, художники договариваются об этом частным образом. Фактически нет ни одной галереи, где были бы представлены книги художника (единственная - "КульТТовары", но и она не специализированная).
- Может быть, в них не было необходимости? Потребитель ведь смутно представляет себе, что такое livre d"artist.
- Правильно, но формированием этого рынка никто никогда и не занимался. На сегодняшний день, к сожалению, каждый, кто работает в этом жанре, сам себе художник, издатель, промоутер, имиджмейкер и продавец. Но это - работа специализированных галерей, которые должны раскручивать художника, выставлять его работы. Потребитель есть, но должна вестись и галерейная работа. Нужно и можно добиться того, чтобы книга художника вышла на вторичный рынок продаж, чтобы ее покупали, зная, что она поднимется в цене и ее можно будет продать гораздо дороже. Сейчас цены, по которым мы продаем книги, по сравнению с таковыми на западных рынках просто смешные, то есть они в 10 раз ниже тех, по которым продаются аналогичные книги в Европе. И те люди, которые целенаправленно работают с расчетом на западный рынок (это в первую очередь художник Михаил Карасик из Санкт-Петербурга), понимают это.
- На сентябрьской выставке авторской книги в ГЦСИ было много авангардных работ. А есть ли в книге художника сегодня преобладающее направление?
- Я не могу сказать, что преобладает какое-то одно направление. В общем-то, каждый художник выбирает свое направление и стиль. Книга характеризует художника, это черта его характера, он сам. Так появляются самые разные книги, а некоторые создаются вообще в единственном экземпляре. Например, мы с Андреем Суздалевым и Ольгой Хан делали двухметровую книгу "Изнанка вдохновений", пять страниц которой выполнены из целлофана, форматом 2 на 1,5 метра. Каждый раз собирание этой книги превращается в маленький перформанс, ведется журнал этих "прочтений". У нас было пять прочтений, то на берегу Волги, то в Туле, то на берегу речки Синички, у меня в Красногорске┘
- Инсталляция каждый раз немного трансформируется?
- Конечно. И каждое прочтение индивидуально, так что в данном случае тиражируются не книги, а само прочтение. Получается такой вот псевдотираж этих книг-перформансов (а тираж, как вы понимаете, для любой книги важная характеристика!). Есть и другое направление - так называемые книги-объекты. У меня, например, есть книжка "Механизмы времени": два яблоневых среза раскрываются на петлях, и внутри - текст. У других художников бывают и более причудливые замыслы!
Еще одно модное направление книги художника - мэйл-арт, почтовые книги. У Александра Кузькина был проект "Страдания молодого Вертера", когда письма Вертера художник рассылал по почте подписчикам по числам, датированным в романе. Или, например, Андрей Суздалев с Натальей Куликовой издали книжку "ИКЕА-поэмы". Из рекламного каталога ИКЕА микшировались совершенно новые стихи, вырезались фрагменты и получались реальные поэмы. Они пересылали их друг другу по почте, потом издали книгу.
Есть, разумеется, и направление классической книги, в котором работает, например, Виктор Гоппе, используя немассовые способы печати - литографию, шелкографию, высокую печать. Есть направление, использующее современные мультимедиа. У Андрея Суздалева много таких "видеокниг". У нас с Гюнель Юран выходят книги, которые сопровождаются набором авторских кукол, сделанных Гюнель, диском с записанными песнями и видеороликом. Словом, направления книги художника самые разные, и нельзя сказать, что какое-то из них доминирует. Каждый художник выбирает то, что ему ближе. Кстати, одной из особенностей ярмарки будет то, что на ней постоянно присутствуют сами художники. Не всех, конечно, увидите, но многих. Например, Эвелина Шац из Италии будет на выставке постоянно, в рамках ярмарки состоится ее творческий вечер. Из Нижнего Новгорода приедет художник Евгений Стрелков, Александр Свирский приедет из Ставропольского края. Разумеется, охват получился не полный, мы ведь знаем определенный круг людей, которые работают в этом жанре, и по возможности пригласили всех. Но оказалось, что книгой художника занимаются гораздо больше людей, чем нам известно. Они звонили и спрашивали: как же так, мы тоже создаем книги художника, хотим участвовать, а нам ничего не говорили о выставке. Так что уже сейчас ясно, что надо делать ярмарку и дальше.
- А что главное в программе выставки?
- Вообще она довольно насыщенная. Каждый день будут проводиться творческие вечера, круглые столы, презентации и авторские программы. 1 декабря будут творческие встречи с Борисом Кочейшвили и Владимиром Смоляром, 2-го - презентация альманаха "Ч/Б" и "Метакод" Константина Кедрова, 3-го состоится мастер-класс Николая Селиванова, презентация трех книг "Треугольного колеса" и вечер Льва Рубинштейна. Одним из шагов в формирования рынка книги художника станет проведение Первого московского аукциона "Книга художника", который состоится в последний день ярмарки, 4 декабря. Посмотрим, удалось ли нам расшевелить любителей и коллекционеров. Но в любом случае независимо от результатов торгов, мне кажется, что сами по себе аукцион и ярмарка уже состоялись. Хотя бы потому, что произошел большой всплеск творческой энергии: почти все участники специально к ярмарке сделали новые книги или преображали старые, готовя аукционные экземпляры. Приходите в ЦДХ и увидите все сами!