В понедельник, 21 ноября, в клубе "Проект ОГИ" поэт Андрей Родионов представлял свою книгу "Портрет с натуры", вышедшую в "Ультра.Культуре" (новые стихи вперемешку со старыми), и музыкальную группу "Окраина", первым концертом которой и стала презентация.
Родионов - фигура популярная, модная, востребованная. "В свои годы" автор трех уже книг, что позволило поэту Всеволоду Емелину заметить, что на старости лет с таким темпом Родионов рискует дорасти до председателя союза писателей (галактического). Группа "Окраина" - это Родионов с поэтическими текстами, гитаристы Джефф (он же Игорь Жевтун из "Гражданской обороны") и Тимур ("Чернозем") и Владимир Никритин (тоже, к слову, поэт) на ударных.
Тексты под музыку "Окраины" Родионов не пел, а все-таки читал, рычал и кричал, сверяясь иногда с собственным сборником или рукописями. Энергичный речитатив, с намеком на рэп, не всякий раз совпадал с аранжировками, зато уж когда совпадал - впечатление оставалось сильное. Единство музыки и текста пока не явлено в полной мере, может быть, потому, что стихи писались раньше, до и вне "Окраины", они сами по себе сложно организованы ритмически и интонационно, и вообще, на мой взгляд, самодостаточны. Аудиоряд пока что, скорее, уточняет широкий (в том числе и музыкальный) контекст творчества поэта: от Майка Науменко или Евгения Головина (его мотивы безошибочно уловил у Родионова сидевший рядом со мной поэт и писатель Аркадий Ровнер) до Петра Мамонова, последние программы которого строятся по тому же принципу чтения стихотворного текста под минималистскую, хотя и хитрую, музыку.
В перерыве между музыкальными частями действа Родионов вызвал на сцену упоминавшегося уже друга-поэта Всеволода Емелина. Его юродская, до плача, во всех смыслах "окраинная" лирика ("Одиночество", "13-й портвейн", "Другая песня") привела публику чуть ли не в ступор, а знаменитая "Колыбельная бедных" и вовсе прозвучала в напряженной тишине. А дальше сцену вновь захватила "Окраина".
Тематика выбранных Родионовым для исполнения под музыку текстов достаточно разнообразна. Здесь старые вещи о "монстрах с далекой планеты", эпос спальных районов ("Жил-был Николай, торговец "Житаном"..."), брутальные истории про "странно одетых чувих, замороженных тогда, в девяносто третьем", или про скандал в ночном магазине ("Нормальные люди"), мистическая баллада в "шотландском стиле" про чары "эльфийского бухла" и тонкая лирика, действительно, с окраин жизни: "Если бы жена мне говорила: / "Мой дорогой, мой милый, / Появилась надежда опохмелиться", - / Я закончил бы путь свой самоубийцей..."
Закончили, впрочем, скорее за здравие: "На зеленой линии есть такое правило - выходи из вагона, если не вставило!"