Взгляд современного художника выхватывает из плотного, многослойного мира только самое главное, самое, если хотите - нет, не прекрасное - достойное задержки взгляда. Наверное, примерно то же можно сказать о сегодняшнем поэте, композиторе, кинематографисте: выбор натуры составляет большую часть творческого акта. И кажется иногда, что ничего особенного Художник не сделал: просто нашел удачную точку созерцания.
Именно такие мысли приходят в голову, когда читаешь книжечку стихов поэта и кинорежиссера Татьяны Данильянц "Венецианское", изданную в Чебоксарах и оформленную чувашским художником Игорем Улангиным. В таком сопряжении пространств (Москва - Венеция - Чебоксары) нет ничего искусственного: Татьяна достаточно долго снимает кино в Венеции и о Венеции, а чувашская столица, во многом благодаря Геннадию Айги, давно стала едва ли не центральной точкой на поэтической карте России - для той же Европы, в первую очередь.
Но вернемся к стихам. Их в книге немного, и это сразу бросается в глаза: в этом немногословии чувствуется продуманная позиция автора. Мало стихов, и мало строчек в каждом из них; перед нами - именно эскизы, тщательно и со вкусом отобранные фрагменты мира, в нашем случае - венецианского. Ибо каждый город - это Мир, а Венеция - в особенности. Об этом и кино Татьяны Данильянц, с фрагментом (опять фрагментом!) которого познакомились, вслед за стихами, поклонники поэтессы, собравшиеся на презентацию "Венецианского" в зале поэтической гостиной Московской библиотеки имени Некрасова - знаменитой среди поэтов Некрасовки, перебравшейся недавно в новое здание на Бауманской.
Зрителей-слушателей в зале было немного, и в этом тоже был умысел: интимные стихи, собранные в интимной книге, требуют интимного круга. А как, если не интимными, можно назвать такие стихи: "Кот, крадучись, / слился с каменной / пестрой стенкой. / У самого Адриатического моря". Или даже такие: "Ночь без тебя нежна".
Переосмысленная классическая цитата, в которую автор заключил свое наблюдение-переживание - тоже не случайность в поэтическом мире Татьяны Данильянц: о ее стихах с полным основанием можно сказать, что они - "одна великолепная цитата". Но не из какого-то определенного текста, а из мировой культуры в целом, прочитанной и пережитой деятельным, творчески воспринимающим мир человеком. "Смысл - это слово повсюду", - делится открытием поэт. Хотя это и не открытие вовсе, а скорее мироотношение, позиция художника, всегда и неизбежно вербализирующего мир и тем самым наделяющего его смыслом. Но не общим, по необходимости банальным, а своим собственным. Смыслом Поэта, которому дано слышать, как поют улицы, стены и вещи┘