В литературном кафе книжного магазина "Букбери" на Никитском бульваре состоялась презентация библиотеки Клуба метафизического реализма (меtа-проза), выходящей в издательском доме "Рипол классик". В этой серии уже выпущены тома Юрия Мамлеева - "О чудесном", Анатолия Кима - "Отец-Лес", Ольги Славниковой - "Один в зеркале" и Сергея Сибирцева - "Привратник Бездны". Вел вечер писатель Сергей Сибирцев - как координатор библиотеки, председатель Клуба метафизического реализма и автор первой вышедшей в серии книги. Присутствовали коллеги-писатели: Юрий Козлов, Андрей Бычков, Дмитрий Силкан и другие. Главным и самым ожидаемым гостем презентации стал писатель Юрий Мамлеев, успешно перенесший недавно сложную операцию, по понятным причинам избегавший несколько месяцев публичных выступлений, но в последнее время вновь активно общающийся - прежде всего с молодежью, поддерживающей метафизическое направление в русской литературе.
И пока Юрий Витальевич задерживался (мешали московские, отнюдь не метафизические пробки на дорогах!), Сергей Сибирцев в течение примерно часа разъяснял собравшимся суть меta-прозы, рассказывал о структуре Клуба метафизического реализма, перспективах библиотеки Клуба, и писателях - членах клуба.
Когда в литературном кафе появился наконец Мамлеев, все внимание обратилось на него. Писатель рассказал вкратце о том, что такое метафизический реализм, основателем и патриархом которого он является, отметил, что подобной школы нет нигде в мире (хотя и коснулся некоторого родства этой отечественной литературной школы с латиноамериканскими магическими реалистами), коснулся своего сборника "О чудесном", куда вошли, пожалуй, лучшие рассказы разных лет, писавшиеся в России, США и Франции, и предложил задавать любые вопросы. Которые, как обычно, касались не столько книги, сколько мифа вокруг Мамлеева и его кружка. Спрашивали о Южинском переулке периода 60-х годов, где жил Мамлеев и где собирались его соратники той поры, о Гейдаре Джемале и Евгении Головине, о прототипах героев романа "Шатуны" (таковых - прямых - нет, отвечал Мамлеев) и "Московского гамбита" (а здесь почти все герои писались с натуры, в этом романе вообще много документальной реальности). Что касается собственно мифов, то Мамлеев подтвердил лишь один: действительно, в Южинском пили много алкоголя, но скорее от ощущения полной свободы в своем, очень замкнутом, кругу, когда можно говорить все, что думаешь, - при том, что ничего подобного в советской реальности представить было невозможно. Ничего крепче алкоголя не было и быть не могло, что же касается якобы имевшей место разнузданности нравов, то эти слухи Мамлеев решительно опроверг. Впрочем, видно было, что Мамлееву есть еще что поведать о том периоде своей жизни. И возможно, он расскажет об этом в одной из новых книг.
На футурологический вопрос одного из зрителей о том, что ждет страну в ближайшие десятилетия, Сергей Сибирцев отвечал крайне мрачно - в духе своих достаточно депрессивных романов, а Юрий Мамлеев с оптимизмом: писатель верит в светлое и необычное будущее России. В целом вечер прошел на одной, доверительной интонации, а что до серии Клуба метафизического реализма, то она будет продолжена книгами как молодых и малоизвестных пока авторов, так и признанных мастеров слова.