Прошедший фестиваль Биеннале поэтов в Москве продемонстрировал, что нынешнее литературное пространство в общем и целом представляет из себя единую структуру, опирающуюся на сложившуюся систему литературных клубов и вобравшую в себя практически все заслуживающее внимание. Так, в рамки Биеннале среди самых разнородных мероприятий вписался и прошедший 29 сентября в бывшем Георгиевском клубе (в помещении Союза литераторов) вечер духовной поэзии, организатором которого стал Борис Колымагин, в недавнем прошлом проведший несколько конкурсов религиозной поэзии, заявленной как поэзия "духовного поиска".
Открывая вечер, Борис Колымагин подтвердил верность этой позиции, поставив под вопрос правомерность термина "религиозная" по отношению к поэзии. По его словам, на это мог претендовать только Адам до своего изгнания из рая, но после грехопадения человека можно говорить только об идущих из глубины его сердца духовных устремлениях к вершинам религиозного переживания. Схожую позицию выказали и сидящие рядом с Колымагиным в президиуме главный редактор "Иностранной литературы" Алексей Михеев и о. Константин (Кравцов). Алексей Михеев заметил даже, что, по его наблюдениям, чем более склонен поэт к религиозной семантике, тем хуже у него с духовностью, и это убедило его, что "духовное чувство прорастает из обыденного человеческого чувства". О. Константин, участвовавший в вечере и в качестве поэта, назвал духовную поэзию "поэзией религиозного опыта", подтвердив это чтением своих стихов, собранных в сборник под названием "Парастас", что значит "предстояние Христу".
Думается, что в данном случае правы все трое. Линию о. Константина продолжила победительница одного из организованных Колымагиным конкурсов религиозной поэзии Наталья Черных, поэзия которой тем не менее временами выходит за рамки и темы прямой религиозности. Но здесь тоже можно говорить о нераздельности духовного переживания и религиозного опыта. Отчасти это относится и к Елене Лапшиной и к Светлане Кековой. Эти поэты продемонстрировали необходимость открытия "глубин сердца" в момент проживания и передачи в стихах духовного опыта, равно как и необходимость серьезной эстетической работы. Кстати, этот вечер показал, что религиозная тематика проникла и в ряды авангардистов: Анна Альчук прочитала написанные в присущей ей эстетической манере стихи, посвященные о. Александру Меню.
Справедливость тезиса Алексея Михеева подтвердил Алексей Корецкий, в стихах которого нет религиозной тематики, но есть состояние сознания, которое он выразил словами "Черт с ним, с миром - здешним и нездешним - // Сорвана последняя печать". Альтернативой этому выглядели вполне пристойно сложенные тексты о религиозном чувстве и библейских событиях, которым явно не хватало той самой "сорванности последней печати" с сердца и сознания. Тем не менее и подобная поэзия чисто по-человечески вызывает положительное чувство - искренностью религиозного чувства, а о сроках и путях включения глубин и высот переживания и его выражения один Господь и ведает.