"Если бы мы теперь сидели с Крассом друг против друга и Красс спросил бы меня, был ли он прав, я ответил бы: "Ты поступил правильно, мой Марк Красс!.. Помни одно - варвары стремятся разрушить твой Рим. Разрушить все, что создал Рим за несколько веков, - дворцы и виллы, форумы и Колизей, акведуки и мраморные скульптуры┘ Не дай Риму погибнуть! Борись за него!" Это написал танцовщик Марис Лиепа. Первый исполнитель роли римского патриция Красса, усмирившего восстание рабов под предводительством Спартака в истории и в балете "Спартак".
Тот самый Лиепа, премьер Большого театра, который официально получил Ленинскую премию за роль, в которой разоблачался древнеримский душитель свободы и гонитель справедливости. Оказывается, советский танцовщик втайне восхищался своим героем, в своих позднейших записках называл Красса "такой умный, жестокий, красивый" и плевать хотел на все советские трактовки образа. А ведь все, начиная с хореографа "Спартака" и до тех, кто давал Лиепе награды "сверху", думали, что понимать Красса можно лишь одним образом. Сам Лиепа вспоминал, как его любимый педагог Алексей Ермолаев пришел за кулисы после спектакля и с ходу брякнул: "Какая же вы сволочь, Марис!" Танцовщик еще не успел обидеться, как Ермолаев продолжил: "Какой сволочью вы были сегодня на сцене!"
Спасибо создателям фотоальбома "Лиепа. Жизнь в танце". Опубликовав подлинные слова Лиепы накануне 70-летия со дня его рождения, издатели не побоялись развеять идеологический штамп, казалось бы, навечно укорененный в истории балета. Пусть теперь попрыгают услужливые искусствоведы, исписавшие в свое время гору бумаги о героических гладиаторах, противостоящих мерзкому древнему полководцу, чей танец напоминал тогдашним авторам то "кровь, льющуюся на полях Вьетнама", то "танки, подавляющие демократические движения"...
Впрочем, этот интереснейший факт на самой презентации альбома озвучен не был. Наверное, потому, что мероприятие совместили с творческим вечером Илзе Лиепа - дочери Мариса. Зато подробности книги активно раскрывались Андрисом Лиепой (сыном Мариса) во время антракта: в фойе Новой Оперы он листал альбом под видео- и фотокамерами, одновременно объясняя толпе журналистов и зрителей: "Вот это - факсимиле диплома, врученного отцу в Париже, когда его наградили премией Вацлава Нижинского. А здесь папа снялся с Грегори Пеком и Николаем Гяуровым. И вообще в книге не только фотографии со спектаклей, есть много материалов из семейного архива, которые раньше не публиковались". Публика очарованно вздыхала, пила шампанское и оглядывалась на фланирующих VIP-персон: не на каждую презентацию книги приходят известные актеры и послы Италии и Франции.