В театральном Центре им. Мейерхольда, где в эти дни проходит фестиваль современной пьесы "Новая драма", состоялась презентация сборника "Путин.doc" (Тверь.: Kolonna Publications, 2005). В книгу вошли "девять революционных пьес": "Путин.doc" Виктора Тетерина, "Присядкин на том свете" Андрея Мальгина, "Мы, вы, они" Дмитрия Истранина, "Часовой" Сергея Решетникова, "Шапито-Юрт" Петра Филимонова, "Мясо" Ольги Погодиной, "Берия" Дмитрия Карапузова, "Смог" Владимира Забалуева и Алексея Зензинова, "Кабинет министров" Андрея Левкина.
Во всяком случае, мы не видим постановок: сатира, памфлет, социальная пьеса за редкими исключениями в репертуаре крупнейших театров отсутствуют.
Но - пишут, оказывается, драматурги и на острые политические темы, во всяком случае, книгу собрали очень быстро. Причем вся подготовительная и организационная работа шла в основном в интернете. Составителями выступили критик, театровед, один из идеологов и артдиректор "Новой драмы" Павел Руднев (он же автор предисловия) и писатель, журналист, в прошлом - главный редактор журнала "Столица" Андрей Мальгин, сам, по его словам, столкнувшийся с цензурой (или самоцензурой) в ведущем московском театре. Его пьесу "Присядкин на том свете", развивающую темы недавней книжки "Советник президента", в которой действует, в частности, президент Путин, отклонили на том основании, что "Путина на сцене не будет никогда и ни в одном театре".
А в сборнике есть и Путин в пьесе Мальгина, и два восторженных поклонника президента в пьесе "Путин.doc", соревнующихся в весьма прихотливых способах выражения любви к главе государства и цитирующих наизусть президентские послания.
Есть темы Чечни ("Шапито-Юрт" Филимонова и "Часовой" Решетникова), не столь уж давнего прошлого ("Берия" Карапузова) и возможного будущего ("Смог" Забалуева и Зензинова, где в самом конце американский Астронавт и русский Космонавт на МКС молятся одному богу - Аллаху).
В "производственной комедии" Ольги Погодиной "Мясо" использованы материалы доклада Минсельхоза "Уточненный прогноз социально-промышленного развития Агропромышленного комплекса на 2004 год и период до 2006 года" (его для начала с беспокойством анализируют Царь и Опричник, после чего отправляют Солдата на поиски мяса отечественного производства - в глухую сибирскую деревню, где, по слухам, есть еще у мужика с бабой Коза), а короткая, на полторы страницы, "драма" Андрея Левкина "Кабинет министров" - и вовсе шутка, но с участием высших правительственных чиновников и видных олигархов.
Презентация книги, впрочем, прошла вполне буржуазно. Сказали свое составители, предоставили слово двум из авторов - Алексею Зензинову и Ольге Погодиной и отправились на банкет. Куда из персон, приближенных к текущей политической кухне, заглянул, кажется, один лишь Марат Гельман. Видных режиссеров тоже не наблюдалось.
Зато в день презентации на "Новой драме" как раз состоялась читка пьесы "Мы, вы, они" - полностью, без купюр, на которые пошли даже составители революционного сборника, но с которыми не были согласны авторы. "Дмитрий Истранин" - это псевдоним. Жесткую, жестокую пьесу, затрагивающую одну из наиболее больных социальных тем (речь идет о межнациональном конфликте в российской школе между подростками - русскими и выходцами с Кавказа), на самом деле написали молодые уральцы Анна Карманова и Артем Северский.
Если на "Новой драме" идут читки "неудобных" и "нехороших" пьес, есть робкая надежда, что наш театр вновь почувствует дыхание живой жизни и не станет останавливаться перед тем, что реально и ежедневно волнует гражданина зрителя.