Трое суток поэзии - это практически приговор. Редко кто выдержит такое испытание, даже если читать будут только Павлова и Емелин. Однако жизнь поражает меня своей непредсказуемостью. Оказалось, что трое суток поэзии - это все-таки не смертельная доза. Конечно, в подсознании бродит желание развесить всех поэтов на деревьях и вежливо попросить никогда больше не читать стихов, однако потом в душе разливается благодать. И благодарность за то, что в мире так много людей, которым есть что сказать на языке, далеком от конституционного. И неважно, что они все такие разные. Главное, что они есть.
В минувшие выходные (15-17 июля) в подмосковном пансионате "Липки" состоялся III слет-фестиваль сетевой поэзии "Липки-2005". Фестиваль этот проводится раз в два года и является одним из важнейших офлайновых мероприятий, связанных с сетевой литературной жизнью. Идея фестиваля сетевой поэзии была предложена Юрием Коньковым и подхвачена Юрием Ракитой, координатором ЛИТО "Рукомос" и известным организатором сетевых побед в офлайне. Именно в Липках десятки авторов из разных городов, знакомых лишь по интернету, имеют возможность посмотреть друг другу в глаза и услышать стихи в живом авторском исполнении. В нынешнем фестивале принимали участие около 150 сетевых поэтов и слушателей из России, Украины, Беларуси, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Красноярска, Екатеринбурга, Казани, Ижевска, Вологды и других.
И если в предыдущих фестивалях участвовали в основном авторы сайтов со свободной публикацией - "Стихи.ру", "Поэзия.ру", "Термитник поэзии" - и программа делилась на официальные чтения и свободный микрофон, то в нынешнем году в программе было заявлено два главных мероприятия - финал Турнира поэтов и фестиваль поэзии Живого Журнала "Каррент поэтри" (подробнее о нем см. в материале Константина Бандуровского). Свободный микрофон если где-то и присутствовал, то, вероятно, в кустах. Впрочем, он и не требовался, потому что "аффтары жгли", как говорят в ЖЖ, а точнее, вели себя естественно - кто-то раздевался на сцене даже не "до трусов" ((с) Н.Фоменко), а несколько дальше кто-то кидал в выступавших ботинками, а кто-то просто и незатейливо читал стихи как умел. Чувствовался общий доброжелательный настрой.
Цикл турниров поэтов, организованных журналом "Сетевая поэзия" и проходивших в Коктебеле, Москве и Питере, показал, что такая форма выступлений пользуется весьма большим интересом у публики. Слушатель в данном случае является не пассивным свидетелем происходящего, а соучастником действа, так как каждый желающий может голосовать и решать, кто же будет новым королем поэтов. В финале было два жюри - профессиональное, которое возглавлял Андрей Василевский, главный редактор "Нового мира" (помимо него в это жюри были приглашены Дмитрий Тонконогов и Александр Кабанов), и зрительское. Голоса каждого жюри подсчитывались отдельно, а затем результаты складывались. В финальном Турнире поэтов цикла 2004-2005 гг. участвовали победители и финалисты прошедших турниров. Всего за звание короля поэтов бились 11 авторов. По результатам голосования профессионального жюри лидировал Александр Переверзин (Москва), а по зрительским голосам - Ербол Жумагулов (Москва). В итоге победу в финале одержал Ербол Жумагулов, хотя четыре эшелона казахов, которые должны были, по его словам, подъехать в Липки, чтобы выбрать его нашим королем, подзадержались в пути. Второе и третье места поделили между собой Александр Переверзин и Дмитрий Коломенский (Санкт-Петербург).
В то время как поэты читали друг другу стихи, руководители сетевых литературных проектов собрались на круглый стол "Литературная Сеть и сетевая поэзия: современное состояние". Необходимость поговорить о том, что же происходит сегодня в литературной сети, вызвана тем, что в жизни литературных сайтов наступило затишье. То ли авторы устали от интернета, то ли - друг от друга, то ли вышли на большую литературную дорогу и забыли, откуда и зачем они вышли. За последние три года у сетевых авторов появился свой журнал, свои площадки, свои регулярные вечера и фестивали. Уже никому не надо объяснять, что такое сетевая поэзия. Но активный рост числа авторов на сайтах прошел, сами сайты, похоже, пережили период бурной юности и вошли в спокойную зрелость. Хорошо это или плохо и что делать дальше? - об этом и говорили сетевые деятели.
В круглом столе приняли участие: Юрий Ракита, председатель оргкомитета фестиваля "Липки-2005", Андрей Новиков, главный редактор журнала "Сетевая поэзия", Дмитрий Кравчук, главный редактор сайта "Стихи.ру", Леонид Малкин, руководитель проекта "Поэзия.ru", Илья Леленков, главный редактор сайта "Термитник поэзии", Алексей Караковский, руководитель проекта "Точка зрения", Владимир Антропов, редактор сетевой газеты вольных литераторов "Вечерний Гондольер", Денис Сибельдин, руководитель проекта "Ctuxu.ru", Станислав Фурта, секретарь Союза писателей Москвы, Владимир Сергеев, представитель Международного сообщества писательских союзов, Ольга Чернорицкая, критик, и другие.
Участники круглого стола договорились о сотрудничестве в деле развития и продвижения сетевой литературы, поддержали идею создания общего информационного пространства на базе нового проекта Litafisha.ru - "Всемирная литафиша", который стартует в сентябре 2005 года, ряд проектов поддержал идею создания единого межсетевого литературного конкурса. Многие из тех руководителей проектов, кто не смог приехать в Липки, положительно высказались об идее координации усилий сетевых проектов заочно.
Также в рамках фестиваля прошла презентация восьмого по счету номера журнала "Сетевая поэзия" (# 1, 2005 г.) и новых книг Александра Кабанова и Алексея Остудина, выставка-продажа книг сетевых поэтов. Лидером продаж стала новая книга Александра Кабанова "Крысолов".
В воскресенье сетевые деятели разъехались, чтобы продолжить свою работу по продвижению современной поэзии посредством сети в массы, а авторы - чтобы написать несколько десятков мемуаров о том, как это было в Липках.
Как уже написала про Липки участница фестиваля "Каррент поэтри" Евгения Вежлян: "И лента стихов оказалась длиннее дня┘" Так оно и было на самом деле.