В ресторане "Реставрация" прошла презентация нового гуманитарного ежемесячника "Апология". Собственно ежемесячник не так уж и нов - первый номер вышел в свет еще в марте, в июне выходит четвертый. Но отметить единство читателей и писателей в торжественной и в то же время непринужденной обстановке с вином, фаршированной щукой и легким джазом решено было совсем недавно. В гости к авторам проекта пришли - политтехнолог Глеб Павловский, начальник Управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров, депутат Госдумы Михаил Плигин, председатель подкомитета Госдумы по региональной политике Андрей Климов, бывший руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, заместитель директора Института востоковедения РАН Владимир Исаев, редактор журнала "Политический класс" Виталий Третьяков, директор по политической аналитике группы компаний "Никколо М" Михаил Афанасьев и другие.
Официальную часть мероприятия, видимо, намеренно редуцировали, что давало свободу культурологическим и лингвистическим экзерсисам гостей на тему, что же такое, собственно, "Апология", и почему ничего концептуально важного, кроме тостов, никто не произнес. Впрочем, так и было задумано. Тем более, все необходимые программные заявления, как и полагается, были сделаны уже в статьях главным редактором Андреем Быстрицким. Цель - осмыслить новейшую историю в поисках идентичности, которую обитатели так называемого постсоветского пространства утратили Бог весть когда. Средство - очередной толстый журнал. Условие - последние пятнадцать лет априори признаются для России "чрезвычайно успешными", и с этих позиций предполагается "защищать и утверждать ценности свободы и демократии в сочетании с патриотизмом и уважением к государству".
В общем, журнал про развалины проигравшего холодную войну СССР, про новую политику в СНГ, про новое же евразийство, про то, что эпоха империй ушла давно и безвозвратно, и о том, что от нее осталось, в том числе и в культуре. О последней, к примеру, - весьма любопытная публикация "Между "Вишневым садом" и "Котлованом". Театральный процесс в современной России" в апрельском номере и статья "Сходил я на "Детей Розенталя". Причем дважды. И вот что вам скажу" Артема Варгафтика там же.
Итог - из вечных проклятых вопросов сейчас в моде не "кто виноват?" и "что делать?", а "кто мы?". И в этом нет никакой нашей уникальности. Этим вопросом сейчас мучается и Америка, которой, по мысли Самюэля Хантингтона, автора недавно вышедшей книги "Кто мы?", на которую ссылается Андрей Быстрицкий в статье "Мы", только события 11 сентября 2001 года на время вернули ее американскую идентичность. Что будет с нашей, посмотрим.