0
960
Газета Факты, события Интернет-версия

23.06.2005 00:00:00

Что ты будешь делать в соседней камере?

Тэги: ткаченко, вицепрезидент, пенклуб, интервью


- Александр Петрович, 60 лет - солидный возраст. Попытались подвести предварительные итоги или, отмотав киноленту жизни назад, увидели, что жизнь могла сложиться иначе?

- Солидность предполагает грузность, отягощенность. Я не чувствую этого. Считаю, что это произошло не со мной. Мое восприятие жизни не изменилось лет с девятнадцати. Я стараюсь забывать о своем писательском опыте. Я не трясусь над словом, я щедрый человек в этом смысле. Я всегда найду другое, новое слово и оно будет не хуже, а лучше. Самые страшные люди для меня - это литературные скопидомы и плюшкины, над которыми смеялись еще Рембо и Маяковский.

Могла ли жизнь сложиться иначе? Вероятно, да, но у меня где-то сразу после школы появилось сильное чувство самого себя в обществе. Вероятно, повлиял футбол, а может быть, эпоха оттепели. Мыслится, что если бы я не стал тем, кем являюсь сейчас, то все равно стал бы кем-то. Потому что такое чувство не умирает - оно переходит из одного качества в другое. Вообще хотелось бы прожить с десяток жизней┘ Хотя я себя не представлял вне футбола, потому что отдавал ему все до конца, и, вероятно, ошибался. Я не имел права так транжирить единственную жизнь. Даже не знаю, что было бы со мной, если бы судьба не предоставила второй шанс.

- Как получилось, что профессиональный футболист написал первое стихотворение, что стало толчком и какие тогда были воззрения на русскую литературу, какой круг авторов притягивал и оказывал воздействие?

- Футбол - это способ самовыражения, точно такой же, как и в искусстве, пластика движений тела заменяет пластику движения мысли. Для меня футбол прежде всего начинается с эстетики. Как и в поэзии. Я потерял из-за травмы один способ выражения, но обрел другой. Правда, эстетику движет содержание. Но если внутри пусто, то никакая эстетика не вывезет. В пору моего литературного развития властвовали шестидесятники, но были и иные: Мандельштам, Цветаева, Пастернак, поздний Заболоцкий. К тому же мне повезло. Я встретил во Владимире редактора первой книги Андрея Вознесенского Капитолину Афанасьеву. Это был уникальный человек. Она в основном и помогла сложиться моему мировоззрению: представьте, написала список из почти ста книг, которые было необходимо прочитать. Помню, что на первом месте была Библия, на втором - Достоевский. Я никогда не писал до этого времени стихов.

Надо сказать, что в то время я был влюблен в девушку, но она ушла от меня, когда я сломался и оказался в больнице. Мне шел 23-й год, и это было очень больно. И это совпало - физическая и духовная боль. Но свое дело сделал Достоевский. За одну ночь я прочитал "Униженных и оскорбленных", где он говорит о катарсисе, о том, что нужно выговариваться и даже плакать┘ Через несколько дней я написал свои первые стихи. Странно, но они были написаны в рифму, чего я не умел делать никогда. Если говорить об авторах, которые влияют, с которыми не расстанусь никогда, то это Мандельштам, Цветаева, Гумилев, Ходасевич, Хлебников, Заболоцкий, Пастернак, Вознесенский, Бродский и конечно же Уолт Уитмен, Эдгар По, Дениза Левертов, Ален Гинзбург, Джон Эшбэри, Лермонтов даже больше, чем Пушкин, и Есенин, особенно поздний.

- У вас вышло немало книг, и можно обозначить их жанровое разнообразие. Видно, что мировоззрение автора не костенеет, а уточняется с течением времени. Сдается мне, что и ваши герои по-своему влияют на судьбу создателя?

- Измены нет, есть изменение. Разнообразие идет от желания испытать себя, однако, если это не пронизано чувством поэзии, то все мертво: и проза, и стихи, и живопись. Сажусь писать только в том случае, когда очень хочу этого и получаю удовольствие от процесса. Я не отношу себя к тем слесарям в литературе, которым нужно к такому-то выточить столько-то, а к такому - такое-то. Садятся и вытачивают. И это заметно уже потому, что читать невозможно от скуки. Знаю по тем прозаикам, моим любимым, с которыми общался, как подолгу они "вынашивали" вещи, чтобы потом написать раз и навсегда. Это и Юрий Трифонов, и Юрий Давыдов, да тот же Андрей Битов┘ И, конечно же, сами герои выстраивают тебя, ибо идет процесс взаимопрониковения. Ты отдаешь ему, а он отдает потом тебе, на определенном этапе. Это получается, когда твой герой начинает жить своею жизнью. На мой взгляд - это достижение - создать такого героя, прописать его, со всеми его словечками, неправильными оборотами, выкрутасами.

- Хорошо написанные новеллы в литературе - явление редкое. Конечно, можно вспомнить и арабские "макамы", и малороссийские побасенки, но это для исследователей. А вот как получилось у вас - язык вывел на эту дорогу или что-то еще?

- Язык - великое дело┘ Кто-то сказал, что нельзя изобразить любое сообщество без изображения его языка. В хорошей новелле, на мой взгляд, должно быть как минимум одно событие, вокруг которого все и держится. Или же все происходит во времени - растянутом или сжатом, "как некогда медлительность в гекзаметрах Гомера". Тогда необходима эпичность и, главное, насыщенность людьми, как, допустим, наполнена южная набережная с ее типажами. Все должно пахнуть, звучать, двигаться, а внутри всего этого, ну представьте: некая дамочка умирает от любви к некоему господину, а ему на это наплевать┘ Кстати, ведь и такой мастер коротких рассказов, новелл, как Иван Бунин, уделял самым незначительным подробностям пристальное внимание, в самом начале творческого пути говорил: "Я как собака, различаю мир по запахам┘" Я временно не пишу стихов, ибо понял, что в прозе можно сказать больше, причем непоэтическим, то есть самым живым уличным языком.

- Вы писатель воспоминательный: ваши герои - все эти благородные нищие и бандиты-аристократы, бражники и охламоны - как бы выплывают на "фрегатах памяти" на "реки страниц". Автор тщится возвратить лавиной слов минувшее, оплакать его, оправдать, сызнова пережить утраченные годы. Так ли это?

- Когда пишешь, вспоминая, то воскрешаешь в своем сознании минувшее, когда записываешь это художественно, то воссоздаешь для читателя. Все эти, как вы говорите, охламоны и бражники прежде всего люди, а благородные нищие - это все мы, только в разных положениях. Кто ниже к земле, кто выше к небу. Прошлого и будущего вообще нет, есть настоящее, оно подобно голове Бакка Малигана - вмещает в себя Одиссею длиною в двадцать лет. И все мои уличные кореша до сих пор ходят со мной, и мы так же сшибаем на бутылку, только, конечно, в другом образе. Воистину - не существует разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя любовь, моя память. Поэтому ничего не нужно оплакивать и переживать утраченное. Нужно жить сиюминутностью, ибо в ней и есть все то, о чем так жалобно вы просите. Тем более оправдывать. Моя плоть разумнее меня, и если я совершил что-то по ее воле, то природа меня не осудит. В плоти больше исторической памяти.

- "┘Больше всегда волнует эротика, а не секс". Это утверждение автора "Левого полусладкого" можно в разных вариациях обнаружить в книге. "Так написалось" или коммерческий расчет?

- Коммерческого расчета в моих книгах нет. Как нет и того самого, как вы говорите, пресловутого "секса". Люди настолько органичны и естественны, что все, что они ни делают, нельзя обозначить словами. Слов в такие моменты не существует.

- Расскажите о ваших привязанностях, есть ли у вас "свои" композиторы, исполнители, живописцы?

- Привязанности только к женщинам. Иногда сам пишу маслом. "Своим" считаю Ван Гога и Эдварда Мунка. Из композиторов - Пендерецкий, Рахманинов, Гершвин, из рок-групп "Битлз", "Кинг Кримсон", "Моди Блюз", ну и барды: Высоцкий, Окуджава. Из новых прозаиков, пожалуй, Борис Евсеев, Анатолий Королев, очень люблю пелевинскую "Жизнь насекомых", прозу Афанасия Мамедова, поэзию Серебряного века и много всего здесь, как и там, за океаном, начиная с Уолта Уитмена┘

- Какой вопрос по жизни чаще прочих задает себе Александр Ткаченко?

- Пробив головой стену, спросить: а что я буду делать в соседней камере? Это из Ежи Леца...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1680
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1689
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1433
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
887

Другие новости