В Конференц-зале инженерного корпуса Третьяковской галереи состоялась презентация книги искусствоведа Александра Каменского "Марк Шагал. Художник из России". Присутствовали: президент комитета Марка Шагала Жан-Луи Прат, внучка Марка Шагала Мерет Мейер-Грабер, атташе по культуре посольства Франции Жоель Бастенер, заместитель генерального директора ГТГ Лидия Иовлева, искусствовед Михаил Каменский, главный хранитель ГТГ Екатерина Селезнева, писатель Зоя Богуславская, директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. Они и высказали главные слова по поводу необычной истории вышеозначенного издания.
Фундаментальная монография о Шагале, художнике, запрещенном в СССР, писавшем: "русским моя работа не нужна", - наконец увидела свет. Слово "наконец" здесь вполне уместно - ведь книга долго ждала своего часа ни много, ни мало, целых 17 лет. К сожалению, автор ее, лично знавший Марка Шагала, до издания книги не дожил.
В 1988 г. Каменскому с немалым трудом удалось напечатать на французском сильно сокращенный вариант монографии под названием "Шагал. Русский и советский период". В России об издании капитального труда о художнике Шагале речь тогда не шла. Удалось выпустить в свет лишь ряд скромных статей и брошюру "Марк Шагал и Россия". Но Александр Каменский, тончайший знаток живописи, человек мужественный и упорный, сдаваться не собирался. Он завещал издать полный текст монографии на русском языке, что и произошло совсем недавно. В подготовке монографии к изданию принимал живейшее участие сын А.Каменского Михаил Каменский, выполнивший, таким образом, последнюю волю отца. Это потребовало колоссального труда и целого ряда лет.
Следует учесть, что книга Каменского - явление выдающееся. Это вторая по счету большая монография о Шагале на русском языке (первая принадлежит перу А.Эфроса и Я.Тугендхольда и вышла в свет в 1918 г.). Автор ее, продолжатель искусствоведческой отечественной традиции, истоки шагаловского творчества видит именно в России: в ее средневековых иконах, ее лубке, местечковом колорите, в неопримитивизме Ларионова и Гончаровой┘ Об этом и говорит название книги.
Сам Марк Шагал, переписываясь с А.Каменским, адресует ему следующие слова: "Все, что Вы говорите, проникнуто любовью". Из уст художника это была высшая похвала.