2 июня в Центральном доме журналиста прошла пресс-конференция, посвященная открытию очередного премиального цикла "Дебюта". Главная информация была мгновенно озвучена координатором премии Ольгой Славниковой: количество номинаций выросло до семи, а денежный эквивалент - до трех тысяч условных единиц.
Собственно, подобные процедуры открытия довольно похожи и вынужденно манифестарны, потому что их действующие лица отчетливо разделены на две группы. Организаторы и учредители говорят уверенно и предсказуемо; члены жюри, впервые сталкиваясь с предметом, осторожно излагают свои намерения и надежды. С этой точки зрения самой интересной на пресс-конференции была фигура председателя жюри Евгения Попова, уже бывшего два года назад членом жюри. Попов говорил, как всегда, остроумно и, как почти никогда, тепло. На основании личного опыта он отмел все огульные подозрения насчет "Дебюта", мелькающие время от времени в недобросовестных СМИ, вспомнил финалистов и жюри своего "выпуска". Из таких вот конкретных дел, сказал Евгений Попов, и складывается настоящая национальная идея.
Потом микрофон перешел к Юрию Кублановскому. Он сообщил присутствующим, что с помощью чтения лонг-листа "Дебюта" хочет наконец разрешить для себя, насколько глубок кризис отечественной поэзии и жить ей или нет в ХХI веке. Уровень сомнений, заметим от себя, вполне приемлемый для большого русского поэта, но странноватый для заведующего отделом поэзии почтенного журнала. Неординарно монтирующийся с заявлением, сделанным пару месяцев назад, что портфель "Нового мира" заполнен на десять лет вперед. Стало интересно жить по меньшей мере до конца года.
Андрей Геласимов уподобил путь от не-писателя до писателя коридору и сказал, что хотел бы сделать этот коридор для молодых соискателей премии не короче, а прозрачнее. Виктор Славкин обаятельно вспомнил молодость.
Поскольку председатель попечительского совета Эдвард Радзинский опаздывал, разговор потек дальше. Поговорили о новых номинациях - киноповести и литературе духовного поиска. Ольга Славникова отметила, что современное отечественное кино плохо питается современной же литературой и надо организовать механизм связи. В жюри курировать эту номинацию будет Александр Адабашьян. Насчет духовного поиска возник вопрос: это особый жанр или материалы рекрутируются из других номинаций? Дмитрий Липскеров ответил, что поиск на то и поиск, что находки не прогнозируются. Был отмечен и жанр монологического эссе, не встраивавшийся в прежнюю структуру. Курировать номинацию будет Валентин Непомнящий. Появились у премии "Дебют" и партнеры - Илья-Премия и РГГУ.
Президент фонда "Поколение" Андрей Скоч не смог присутствовать лично, но присутствующие ознакомились с его письмом, придавшим официальный статус клубу "Дебют" - структуре для постоянной работы с молодыми литераторами. Тут приехал и Эдвард Радзинский. Его выступление, как обычно, получилось самым ярким. В неподражаемой экспрессивной манере мэтр рассказал о своих авторских вечерах, проходящих с большим успехом, о невероятно (судя по запискам) продвинутой молодежи, посещающей эти вечера, о других представителях той же молодежи, пишущих Радзинскому электронные письма на четырех языках. Почему эта молодежь не доходит до финала?! И если не дойдет и на сей раз, Э.Радзинский покинет премию "Дебют"!
После этой угрозы все примолкли. Наверное, каждый считал, сколькими языками владеет. Первым опомнился Дмитрий Липскеров. Он очень деликатно предположил, что, может быть, сверхобразованные собеседники Радзинского - читатели, а не писатели и вообще ничего не посылают на премию "Дебют"? От себя добавлю, что среди финалистов двух последних лет (с которыми я имел счастье познакомиться) по крайней мере 4-5 человек эрудированы не меньше Гоголя и Чехова. Марианна Гейде, например, - переводчик и интерпретатор Фомы Аквинского. Другое дело, что образованность довольно косвенно выражается в стихах и прозе, хуже, чем в записках. Далеко не из каждого стихотворения Пастернака выпирает его марбургский философский курс. Да чего далеко ходить - замечательные "104 страницы про любовь" или "Спортивные сцены┘" самого Э.С. Радзинского вряд ли полностью раскрывают исторический и культурный бэкграунд автора. Так что - был ли конфликт?..
Но это итоги долгих размышлений, а на фуршет гости уходили, погруженные в глубокую задумчивость.