- Борис, я знал тебя прежде как художника, автора и продюсера разнообразных арт-проектов. Теперь - почти год уже - ты занимаешься книгоиздательством. С чего бы это?
═
- Издательство "Emergency Exit" ("Запасный выход") мы создали вместе с писателем, философом и бизнесменом Сергеем Шумейкиным. В названии существует тот игривый смысл, что в сложившейся культурной, социальной ситуации для нас для всех это действительно какой-то запасный выход. С одной стороны, мы претендуем сеять разумное, доброе, вечное, а с другой - была простая задача - после сорока лет заняться благородным трудом! Делать качественные интеллектуальные книги малыми тиражами внутри Садового Кольца. Книги и диски.
Поэтому мы создали такую творческую лабораторию - нечто среднее между издательством, креативным бюро и музыкальным лейблом. Название ее - "EE", "Emergency Exit". Выпустили несколько книг и дисков. Такие диски, как, например, "Диалоги на Пресне" - беседы с известными российскими писателями, которые приходили к нам в гости (отчасти сегодняшний проект с Лимоновым продолжает эту линию). Выпустили книгу известного французского ученого Поля Риньяра "Умственные эпидемии", посвященную темам истерии, демонизма, разных маний и психозов, которая отчего-то вошла в топ-лист журнала Playboy; книгу эссеистики Андрея Битова, Игоря Клеха, Дональда Рейфилда и Александра Чудакова "Четырежды Чехов"; книгу прозы "Весь Гаврилов" Анатолия Гаврилова - мрачноватого, но прекрасного писателя, почтальона из города Владимира. Вышла еще книга под редакцией Екатерины Васениной "Современный российский танец" - это вообще книга-альбом. Так что мы не привязаны жестко к формату.
═
- Книги, правда, очень разные, то есть какого-то общего "направления" нет?
═
- Вообще в процессе развития издательства мы наметили несколько линий. Литературных основных три. Одна так и называется "Запасный выход". Выпускающим редактором ее является Игорь Клех. Это серьезная, умная, интеллектуальная проза высокого качества, изданная малыми тиражами. Вторая линия - "Фейерверк", это серия развлекательных романов. Первой вышла книга "Кукла" Алисы Мун, которая уже хорошо продается. Мы даже продали на нее права - она будет выходить в переводе на польский. И тут тиражи несколько побольше. А поскольку у нас есть желание как-то участвовать в современных литературных процессах, возникла серия "Внутренний голос". Которую сегодня и презентуем.
Если ткнуть в поисковой строке Гугла или Яндекса - что такое "внутренний голос", то ссылки вынесут тебя на какие-нибудь рассуждения о совести или о квакерах, которые прислушивались к внутреннему голосу и исповедовали таким образом бога. Для нас внутренний голос - это, естественно, некий внутренний диалог с собой. Книги этой серии мы решили делать пятерками: четверо молодых и с ними - "паровозом" - один старый мастер. В данном случае - Эдуард Лимонов с пьесой "Бутырская-сортировочная, или Смерть в автозеке", к которой прилагается аудиодиск с его интервью на разные вечные и сиюминутные темы. Лимонова мы воспринимаем как хорошего, интересного писателя. Но он и человек-метафора некоего протеста. Человек, протестующий всегда, против всего и в любых условиях. Он рассказывает о жизни, смерти, любви и политике.
═
- Я почитал расшифровку в книге (диск еще не слушал) - действительно, искренний получился у издательства разговор с Эдуардом Вениаминовичем. А остальные участники "пятерки" - они ведь пришли из интернетовского Живого Журнала?
═
- Да, есть такое явление, как Живой Журнал, ЖЖ. Оно сейчас стало таким смешным социальным феноменчиком, в том числе литературного характера. Многие из известных авторов ведут в интернете журналы, многие просто балуются, там огромное количество графоманов, но в принципе пространство этого явления - ЖЖ выросло настолько, что стало социально заметно. Мы решили обратить свое внимание на ЖЖ, и что там увидели? Увидели конкурс Паркера, который выделил двух финалистов - юзеров katechkina и immoralist.
Immoralist - это Алмат Малатов, со смешной матерной прозой в сторону сексуальных меньшинств и всевозможных приключений, тридцатилетний, ироничный, острый на язык и, мне кажется, коммерчески успешный автор. Katechkina - это Екатерина Великина с приятнейшей женской прозой (Бриджит Джонс отдыхает!), которую почитывают все, хотя делают вид, что не читают. Эти двое - выбор читателей.
═
- У них у каждого за три тысячи постоянных читателей только в ЖЖ - то есть можно рассчитывать на тираж!
═
- Да, но потом мы с Димой Бавильским, который редактирует эту серию "Внутренний голос", выделили и своего лидера. Им явился Вадим Темиров с книжкой "Листая". На наш взгляд, Вадим Темиров очень одаренный человек, который претендует на серьезную литературу, копающий в сторону Саши Соколова, Велимира Хлебникова - то есть таких российских литераторов игры со словом, с буквой, с языком.
А замыкающей в пятерке книг стала повесть моей землячки из Львова Ксении Агалли. В ЖЖ она тоже присутствует, но как "просто юзер" - она не пиарится, не встраивается в какие-то рейтинги, конкурсы и тому подобное. У нее маленькая трогательная повесть, которую оценят те немногие, кто любит сложноподчиненные предложения и хороший русский язык. В книжке описан период этакого кортасаровского "Клуба змеи" на львовской почве, когда действительно во Львове была такая интеллектуальная тусовка, сверкающая золотыми шпорами, в которой за слово "социальная литература" можно было получить в морду. Из этого кружка, который описывает Ксения, кстати, вышли все львовские метафористы.
═
- Как устроены эти книги?
═
- Мне был интересен эксперимент, книжки ведь не особо дорогие, маленькие, проза в формате поэзии. Хотелось понять, как это действует, как сетевой текст ложится на бумагу. И на мой взгляд┘ Не понял я пока, как это происходит!
Но в этих книгах большинство текстов все-таки из их живых дневников, плюс добавлены некоторые рассказы. Дмитрий Бавильский превращал их в более цельные, корпусные дела. Вот из этой рефлексии на ЖЖ, на внешний мир, на Лимонова, наконец, и складывается такая вещь, как внутренний голос человека. И серия "Внутренний голос" тоже. Если katechkina и immoralist одного поля ягоды, то Темиров и Агалли - совершенно другие.
А Лимонов вообще стоит совершенно отдельно, он к ним всем не имеет прямого отношения. Но если издательство хочет продвигать своих молодых авторов, оно должно пускать "паровозом" кого-то маститого, на кого придут, например, журналисты. Поэтому следующим "командиром пятерки" у нас будет Андрей Битов, которому очень понравилась эта серия. Мы с ним тоже запишем диск с расшифровкой и "добьем" книгу, очевидно, какими-то старыми битовскими рассказами - романтическими, тех далеких времен, когда все были молоды, любили и были счастливы┘
═
- Как реализуется эта стратегия книг для тусовки внутри Садового кольца (мне, кстати, нравится эта идея)?
═
- Не так уж просто! И чтобы все-таки выходить за его пределы и сводить концы с концами, нам пришлось создавать серию "Фейерверк". Но мне кажется, что эти прозаические книги в формате поэзии, регулярные литературные вечера и презентации смогут сформировать вокруг издательства определенную среду - уже формируют, что видно и сегодня в "ПирОГах". Чтобы книга тиражом две тысячи экземпляров спокойно расходилась.
═
- И что в планах?
═
- В ближайшее время в серии "Запасный выход" Игоря Клеха выйдет книга Вячеслава Курицына "Курицын Weekly". Вместе с книгой Бориса Дубина "На полях письма. Заметки о стратегиях мысли и слова". Дубин выступает как более старший человек со своим взглядом на историю искусства и литературы. А Курицын, как некий противоположный ему человек, и достаточно молодой, описывает период формирования собственно нынешней литературной и культурной ситуации. Курицын очень многих вспоминает, и это интересная книга про всех нас. Кстати, она тоже имеет сетевые корни. На протяжении трех лет Слава вел в сети свои уикли, потом что-то добавил, что-то убрал, Игорь Клех все это отредактировал, и получился настоящий приключенческий литературный роман с таким героем - Славой. Который проживает различные ситуации, что-то происходит в стране, и он в этом участвует, описывает, добавляет очень много цитат из других авторов.
А уже 11 июня в Киеве состоится презентация книги "Неизвестная Украина" - это антология русских и украинских авторов. И вне всяких серий выйдет книга творчества душевнобольных - этаким арт-проектом.
═
- Ты ведь вообще гражданин Германии. Семья - там, а ты тут занимаешься русскими книжками!
═
- Да, я гражданин Германии, жена, семья - там. Дочка поступила в немецкий драматический театр, играет, и уже с этим ничего не поделаешь. Супруга (она дизайнер) тоже легко нашла такую неязыковую нишу существования. А я слишком плохо знаю немецкий язык! Поэтому и занимаюсь тут русской литературой, потому что это интересно, и в этом - жизнь. А в Германии мы, скорее, сделаем книжный магазин. Все предпосылки к этому есть.