Новым поворотом в "мадагаскарской" деятельности Крымского геопоэтического клуба стала презентация выставки лучшего живописца Великого острова - Фофы Рабеаривело - в московском литературном салоне "Классики XXI века". Вернисаж состоялся практически сразу после закрытия предыдущей выставки этого автора в Информационном центре ООН в Москве.
Обращенность проекта к литературному сообществу не случайна - "НГ-EL" уже писал об удивительно массовом появлении имени или образа Мадагаскара в текстах русских литераторов от А.С. Пушкина и Льва Толстого до Василия Аксенова и Кирилла Медведева. В данном случае субъектом российско-малагасийского культурного диалога выступил выпускник Мухинского художественного училища 1991 года Кристоф Жан Мишель "Фофа" Рабеаривело - практически однофамилец классика-основателя малагасийской поэзии Жана Жозефа Рабеаривелу. Осмотрев выставку - около 30 живописных полотен в жанре, литературным языком выражаясь, магического реализма, литераторы перешли к вышеозначенному культурному диалогу, постепенно перетекшему в фуршет, где в кулуарной обстановке вашему корреспонденту удалось уточнить некоторые проблемы, озвученные в коллективной беседе.
По мнению Фофы Рабеаривело, в современной малагасийской культуре наличествует неявная, но крайне острая проблема, едва ли не драма. Это отсутствие иллюстрированной версии национальной книги мадагаскарцев - "Фумба Малагаси", роскошного свода волшебных и бытовых сказок, пословиц и поговорок, загадок и примет. Эти тексты полны разнообразных достоверных и фантастических героев - животных и людей, духов и чудовищ, которые так и просятся на карандаш или кисть хорошего художника. Восполнение этого пробела путем создания серии красочных иллюстраций дало бы возможность не только улучшить имидж страны в глазах международного сообщества, но и облегчить проблему сохранения уникальных флоры и фауны Великого острова, - а известно, что более 90% видов на Мадагаскаре являются эндемиками, то есть не существуют больше нигде. Тут и лемуры, воплощающие в себе духов предков малагасийцев, и птица-слон эпиорнис, ставший прототипом Птицы Рухх в сказаниях о Синдбаде-Мореходе, и еще обитающий, по легендам, в южных болотах. Разговор о спасении биофонда Мадагаскара был легитимизирован, кстати, присутствием на вернисаже мэтров российского Добровольного общества защиты стрекоз, поэтов Константина Кедрова и Елены Коцюбы.
Творческой амбицией Фофы Рабеаривело на ближайший период стало заполнение этой зияющей ниши; в данный момент он занимается поисками мецената для этой работы. Напоследок приведем лишь несколько изречений из "Фумба Малагаси". "Если бы битье учило разуму, самыми умными были бы быки". "Нож, брошенный мудрым, поднимает умный". "Любой дурак - сын своего отца". "Если у гагары от ныряния глаза вспухли, значит, ей этого хотелось". "Не так жаль мяса, украденного псом, как обидно смотреть на его нагло задранный хвост". И наконец: "Создал бог крокодила - хорошего мало, да дело сделано".