Две даты в одной: День книги и День авторского права. Казалось бы, одна проистекает из другой, и нужно всем вместе - авторам, издателям, читателям - порадоваться за наш изобильный книжный рынок, день ото дня радующий нас разнообразными книжными новинками. Но что-то мешает поднять праздничный бокал и слиться в общей любви к книге и чтению, ибо у каждого, кто вовлечен в производство и потребление книжной продукции, свои интересы и проблемы.
Автору хочется признания, читательского успеха, гонорара побольше и чтобы никто его не надувал: к примеру, типография, печатающая неучтенный, "левый" тираж, или издатель, естественно, заинтересованный в том, чтобы затратить как можно меньше средств.
Издателю нужно для начала найти общий язык с автором, придумать вместе с ним книгу, приложить усилия для ее издания, продвижения, столкнуться при этом с множеством проблем - и, возможно, никогда не увидеть даже средств, вложенных в производство: в дорожающую день ото дня бумагу и типографские расходы, тот же авторский гонорар и т.д. и т.п.
У книготорговца совсем другие заботы. Издается много всего, и все книги должны найти свое место на полке книжного магазина. Но книга - товар по определению штучный, и объединить это ее свойство с реальностью рынка очень непросто.
Читатель обо всем этом не задумывается - и правильно делает. Он привык потреблять: зайти в книжный магазин, полистать в комфортных условиях книжку, купить, если размер кошелька позволяет. А может быть, сходить в библиотеку (если таковая имеется) или скачать текст из интернета (если есть собственно интернет и общедоступное хранилище книг в сети). Но прежде всего читателю сегодня нужно узнать о том, что интересующая его книга вообще есть на свете. Чему мы, книжные журналисты, конечно, в меру возможностей способствуем, но наши усилия часто тонут в потоке информации, кажущейся сегодня более важной.
Если отвлечься от частных задач читателей и производителей книг, оказывается, что у всех них (то есть нас!) есть общие интересы и потребности, решение которых возможно только в государственных масштабах. А праздник книги может лишь помочь привлечь общественное внимание к проблемам книжного дела.
Дело в том, что, несмотря на в целом успешное развитие книгоиздательского бизнеса, до сих пор у нас в стране нет целостной непротиворечивой законодательной базы для его функционирования. Действующие в этой области законы приняты в своем большинстве на "первой волне" демократических преобразований и не отражают реалий. Много лет обсуждается проект закона "О печати", но даже в среде самих участников книгоиздательского рынка нет единства о его целесообразности. Должен ли он, например, объединять СМИ и книгоиздание как особые сферы бизнеса, требующие специальной регламентации отношений власти и общества? Есть ли в законе место отдельной отрасли книгораспространения? Кто, наконец, должен контролировать состояние книжного дела, нужен ли для этого специальный орган?
Вопросов возникает все больше и больше, в особенности если учесть, что в России никто не обладает полной информацией о положении дел в книжной отрасли. Вы нигде не узнаете о том, сколько и каких книг продано в целом по стране. Единой общероссийской системы финансовой отчетности не создано, данные о производственных показателях тех или иных издательств разрозненны. Каждая фирма пользуется собственными субъективными показателями, а о "едином информационном пространстве" можно только мечтать. Но не зная реального положения дел, очень трудно двигаться дальше. Сегодняшняя "непрозрачность" рынка реально тормозит его развитие.
Между тем публике, как ни странно, интереснее "авторское право". Тема эта в последнее время не сходит со страниц прессы и телеэкранов. Причина проста: скандалы, судебные разбирательства, грязное белье инженеров человеческих душ. Но это отвлекает от главного: во главе угла в любом случае должны стоять интересы читателя, потому что именно он платит деньги, за счет которых существует вся книгоиздательская цепь - от автора до книготорговца. Пока же все громкие процессы в области авторского права служат скорее для решения пиаровских задач самих их участников и процветания толкователей законов: потому что и здесь законодательная база до сих пор настолько расплывчата, что при ближайшем рассмотрении между "пиратом" и "обкраденным", как правило, никакой разницы не наблюдается. И кто здесь зритель, а кто - гладиатор, бог весть...
Но что делать, День книги - так День книги. Умные речи высокого начальства. Обещания усугубить, улучшить, укрепить. Раз в году можно и вспомнить о том, что Всемирный день книги учрежден ЮНЕСКО. Дата выбрана не случайно, ибо 23 апреля - день смерти Сервантеса и Шекспира. Ирония, что и говорить. Празднуем, ибо печально и абсурдно.