7 апреля в клубе "Проект ОГИ" состоялась презентация книги Григория Корина "Муза и автопортрет". Книга состоит из двух частей: "Повесть о моей музе" (стихи написаны в 1960-е годы) и "Автопортрет" (стихи 1970-х). Несмотря на минувшие десятилетия, строки сохранили актуальность. Они предельно искренние, простые и понятные. Иногда и на стихи не похожи. Но нет - точно стихи!
Книгу открывает статья Арсения Тарковского. Он любил эти произведения, поэтому отозвался о творчестве Корина так: "Талантливость этого поэта носит черты исключительной самобытности: он никогда не подражал ни своим предшественникам, ни современникам. Уместность и убедительность его стиля объясняется прирожденной естественностью его средств выражения и доверительностью, с которой он обращается к читателю┘"
Чтобы встретиться с Григорием Кориным, в полуподвал в Потаповском переулке пришли его давние друзья, молодежь, даже соседи по дому. Корин почти не бывает на публике, встречи с читателями невероятно редки. О себе он сказал кратко: "Когда я был совсем мальчишкой, я разносил верующим колотые кусочки сахара после молитвы. Дед мой за это меня очень любил... Божественная музыка в меня, в ребенка, все ж таки влилась┘ Именно оттуда пошли все корни моей поэтической жизни". Поэт признался, что долгое время сам не понимал, что же именно он пишет, беспокоился, что стал графоманом. Опасения были напрасными!
Во время выступления Григорий Александрович молодел: улыбался, шутил, и к концу вечера ничто не напоминало, что он родился в 1926 году. Судите сами: "Все беды, / которые приключились с Музой, / в конечном счете - / моя вина, / потому что порой / позволял себе / Музу считать обузой, / но однажды обузой / меня посчитала она┘" Или еще: "┘Я без тебя - / что я? / Муха / в стекле огня, / овечка - / без стада овец, / потерявшая / свой бубенец".
В соседнем зале гремели чашки, звенели вилки, настраивалась электрогитара. А поэт Григорий Корин продолжал читать замечательные жизнеутверждающие стихи, продолжал для своих, с любовью и о любви. Он читал (нет, тихонько пересказывал!) в основном истории про Музу, мало из "Автопортрета". В действительности граница между музами, поэтами и всем прочим не такая явная, а частности личной жизни в портрете поэта не существуют отдельно от окружающего мира. Поэтому были стихи на разные темы, в том числе про историю с опечаткой ("трущиеся" вместо "трудящиеся"), которая вкралась в статью Берии, когда Корин работал в газете (стихотворение "Переносы"): "┘Это было в докладе, / по прошествии лет / изъятом, / но тогда это был выдающийся доклад, / читали его редактор, корректоры, / цензор с двойным / окладом, / но я был последним - / и больше всех виноват. / Сколько я ни работал - / не кончались доклады. / И меня перевели в многотиражку для заключенных, / малой газете - малый объем. / Редакции были рядом, / и газета называлась / "За трудовой подъем!". / Там не печатали официальных материалов, / там учились нравственности / и убийца и вор, / и хоть денег я получал мало, / там было меньше переносов, / и расширялся мой кругозор".
Автор признался, что книга "Муза и автопортрет" дорога ему прежде всего отзывом Тарковского. Но Григорий Корин создал не цикл, даже не книгу, а целый жанр. Он будто мимоходом отзывался на то, что предлагала судьба, а получались легкие, часто смешные стихи, повторить которые нельзя. Все-таки муза Корина - особенная, да и сам он - прекрасный поэт. Это проверено временем.