- Как прошел прошлый год для отечественного книжного бизнеса, как начался 2005-й?
- Если судить по цифрам, прошлый год прошел нормально. В 2003 году у нас вышло 80 тысяч названий, в 2004 году мы чуть-чуть не дотянули до 90 тысяч названий (если точно, то, по данным Книжной палаты, в 2004 году выпущено 89 066 названий книг и брошюр общим тиражом 685 881,3 тысячи экз.). Темпы роста количества названий чуть замедлились, но позитивная динамика сохранилась. Тиражи растут в принципе медленнее, и если мы посмотрим статистику, то увидим, что наибольшее количество названий книг в минувшем году выпущено тиражами от 5 до 10 тыс. экземпляров. Таков, можно сказать, средний тираж книги в нашей стране.
Хотя динамика роста пока сохраняется, темпы ее замедлились, и многие издатели не случайно говорят сегодня о кризисных явлениях. Связаны они в первую очередь с тенденцией перепроизводства. Реализуются далеко не все отпечатанные экземпляры, на складах растут остатки. Это происходит по разным причинам, но наиболее узкое место сегодня - это система сбыта. Нет сегодня такой мощной книгораспространительской структуры, что действовала бы в масштабах всей страны, подобно "Союзкниге" советских времен. Новые сбытовые сети выстраиваются, они достаточно интенсивно развиваются, но пока еще не захватывают небольшие города, райцентры, поселки, не говоря уже о селе. В этой сфере могли бы потреблять книг больше, но структур пока нет.
- Что в этой связи предпринимает государство?
- Государство не может построить новую книготорговую сеть - это не его функция. На месте Российского книжного союза я вышла бы сейчас с предложением о снижении налогового бремени для тех, кто открывает книжные магазины "в глубинке". Одним из возможных путей временного снижения остроты проблемы могла бы стать государственная закупка остатков у издательств, скажем, за 50% стоимости: уверена, что издатели на это пойдут - для последующей бесплатной передачи в библиотеки. Это, конечно, паллиативное решение, но оно одновременно поможет и библиотекам. Сегодня ведь нет утвержденного перечня книг, которые обязательно должны быть в библиотеках. Но очевидно, что библиотеке нужны и отечественная классика, и современная литература, хотя бы наиболее яркие ее имена, и культурно-просветительская литература. Понятно, что далеко не все могут приехать в Третьяковскую галерею, но альбом о Третьяковской галерее должен быть в каждой провинциальной библиотеке. Именно в этом направлении мы и пытаемся сейчас наладить связь между библиотеками и издателями, они ведь завязаны друг на друга, поскольку объект деятельности у них один и тот же - книга.
- А какая ситуация с издательствами? Кто из издательств был наиболее успешен в прошлом году?
- Если в цифрах, то на первом месте по числу изданных книг и брошюр по общему тиражу - издательство "Эксмо" (они издали соответственно 4772 названия тиражом 73 998,6 тыс. экз.). Далее - "АСТ" (4283 названия, 48 773,5 тыс. экз.), "Просвещение" (786 названий тиражом 40 347,7 тыс. экз.), "Дрофа" (1027 названий, 33 552,5 тыс. экз.), "Фламинго" (561 название, 30 123,0 тыс. экз.), "Экзамен ХХI век" (858 названий, 26 575,5 тыс. экз.) и так далее. На самом деле список издательств, выпустивших в минувшем году наибольшее количество экземпляров книг, не сильно поменялся. Беспокоит другое. Многие небольшие издательства не выдерживают конкуренции, уходят с рынка или поглощаются крупными. В принципе подобный процесс происходит в любой рыночной экономике.
- А примеры какие-то назовете?
- Конкретные примеры мало что дадут для общей картины. В последнее время все чаще книги малых издательств выходят в кооперации с издательствами крупными, активными, использующими все лучшее, что появляется на рынке. Например, оригинал-макет подготовлен одним издательством, а издается и реализуется книга более крупными структурами. Естественно, доходы издательства, подготовившего оригинал-макет, ниже, чем доходы от реализации готовой книги. В результате оборотные средства издательства еще более редуцируются. Таким образом, маленькое издательство не зарабатывает деньги на развитие, и перспективы у него более чем скромные. Ситуация эта тревожная в том смысле, что именно в малых и средних издательствах рождаются нередко наиболее интересные и оригинальные идеи, делаются новаторские книги. Хочется ведь, чтобы книгоиздание у нас было разнообразным. Сейчас оно достаточно диверсифицировано, мы не можем сказать, что на рынке доминирует тот или иной жанр (как было, например, 10 лет назад), - напротив, литература представлена многопрофильная. Вообще рынок всегда предполагает некоторое перепроизводство и возможность выбора для потребителя. Сегодняшний книжный рынок предлагает разнообразие даже в пределах одного названия. Можно купить "Мастера и Маргариту" Булгакова либо в мягкой обложке, либо - подороже, в хорошем переплете, с иллюстрациями, а можно - комментированное издание и так далее. Но это перепроизводство не должно перешагнуть определенную грань, когда нереализованная продукция на складе (не дающая возврата затраченных денег в издательскую кассу) не позволяет выпускать новые названия и развиваться издательскому делу дальше. А мы к этой грани приближаемся - и это заставляет задуматься.
- Тут проблема еще в том, что книги у нас (с точки зрения потребителя) - дорогие. А с точки зрения издателя - неоправданно дешевые. Как тут быть?
- Выход на общегосударственном уровне только с долгосрочной перспективой: повышение доходов населения! А в сегодняшних условиях все издатели балансируют: книги ведь дорогие не за счет того, что в издательстве остается сверхприбыль от их продажи. Деньги остаются в торговле, в полиграфии, в бумажной отрасли, потому что бумага у нас дорожает регулярно. Многие сорта бумаги в России не производятся, и иногда дешевле заказать печать книги за границей, нежели импортировать бумагу.
Хотя мы заинтересованы в том, чтобы наша полиграфия была конкурентоспособной, была полностью загружена, только тогда в ней аккумулируются средства на развитие производства, на его переоснащение. Поэтому цена книги в меньшей степени сегодня зависит от издателя. Наоборот, все издатели прекрасно понимают, что цена - один из факторов конкуренции. Поэтому и предлагают самые разные книги - и более высокой ценовой категории, и более низкой.
- А каких, кстати говоря, книг продается у нас в стране больше? Вы назвали общий тираж книг, изданных за прошлый год, но ведется ли статистика продаж?
- Точной статистики книжных продаж у нас, к сожалению, не ведется. Книжная палата собирает информацию обо всех вышедших изданиях, но у нее нет инструмента контроля продаж. В прошлом году мы добились, что книгу выделили среди товаров народного потребления. Раньше в соответствующих отчетах книга была в группе потребительских товаров и товарооборот считался по валу. Теперь книга - отдельный товар, но пока статистических данных нет. Что, естественно, затрудняет аналитику отрасли. Мы можем, конечно, запрашивать те или иные книготорговые фирмы, но это уже добрая воля фирмы: давать нам свои финансовые отчеты или нет. Конечно, многие магазины обнародуют свои рейтинги продаж, но что касается данных по товарообороту - часто говорят, что это из разряда коммерческой тайны, и у этой позиции есть свой резон.
- Но при всем разнообразии предложения спрос на книги в последнее время все равно падает. С чем вы это связываете?
- Почти у каждого читателя есть некий лимит на количество книг в домашней библиотеке. Мне, например, чтобы поставить в шкаф новую книгу, нужно прежде освободить для нее место. Плюс расширяется спектр культурных потребностей. То, что предлагает рынок в сфере культурного досуга параллельно книге, скажем новые цифровые фотокамеры, тоже оттягивает средства от книжных магазинов. Поэтому нужно, чтобы книга как товар была на рынке заметна. А мы, к сожалению, почти не занимаемся пропагандой и поддержкой чтения, книги.
Есть такое международное исследование PISA (Programm for International Student Assessment), в соответствии с которым детей и подростков тестируют по разным предметам, в том числе по так называемой грамотности чтения. Нужно прочесть текст, понять, пересказать, проанализировать, связать прочитанное с тем, что ты уже знаешь, сделать какие-то выводы. К сожалению, наши учащиеся в массе своей не поднимаются выше третьего уровня (прочесть, понять, пересказать). И мы по этому параметру находимся на 37-м месте из 42 стран! Это очень тревожный момент. Но не трагичный. Великобритания, например, в исследовании грамотности чтения десять лет назад занимала тоже одно из хвостовых мест. За десятилетие было вложено столько сил и средств в поддержку чтения, что сегодня Британия занимает очень достойное пятое место. Но тревожная тенденция была уловлена вовремя, сделаны выводы, выделены средства, разработана система мер - и вот результат. Для нас это хороший пример и побуждение к действию.
- За последние годы Федеральное агентство по печати занималось (весьма успешно) пропагандой нашей книги, в основном вне страны - на книжных форумах во Франкфурте, в Варшаве, недавно - на Парижском книжном салоне, который, кстати, в следующем году французы посвящают полностью франкофонным странам. То есть они заботятся о пропаганде французского языка за пределами своей страны и внутри. Отчего бы и у нас, например в рамках Московской международной книжной ярмарки, не проводить, скажем, Дни русского языка?
- Мы о чем-то подобном думали, и именно в связи с русским языком. Презентации за рубежом - это важная часть работы. Мы должны показать за рубежом, что мы культурная, читающая страна, что книгоиздание у нас развивается нормально и предлагает немало интересных книг современных российских авторов, которые вполне достойны перевода за рубежом и могут конкурировать на мировом книжном рынке. Но есть и работа в стране, и она не менее важная, по поддержке книги, по подтягиванию чтения до уровня двух литературных столиц.
Мы ведь видели на Парижском книжном салоне огромное количество детей, подростков, школьников, которым интересна книга, видели страну Францию, которая много вкладывает в поддержку чтения и французского языка. Что надо делать, мы примерно представляем, группа экспертов и работников агентства разработала Программу поддержки чтения в России.
- Что ею предусмотрено?
- Проекты разные. Мы хотели бы, например, чтобы весенняя ярмарка "Книги России" или, возможно, некий литературный фестиваль, от нее отпочковавшийся, проводился поочередно в различных регионах России. Москва и Петербург в смысле книжного предложения благополучны, но очень хочется приблизить книгу к регионам. Тем более что в некоторых регионах губернаторы достаточно активно поддерживают культуру, и в первую очередь книгу. Если мы организуем такого рода ярмарку или книжный фестиваль для начала в одном регионе, то и другие потянутся следом.
Есть еще идея литературного экспресса Калининград-Москва-Владивосток, когда группа писателей поедет на поезде через всю страну, с остановками на разных станциях и полустанках, встречами с читателями, книжными базарами, чтениями в библиотеках и другой культурной программой. Причем не обязательно писатели будут одни и те же, состав может меняться в процессе следования поезда, ведь это вообще-то достаточно трудная и ответственная работа для писателя - общение с читателем! Но, уверена, можно сделать достаточно масштабную и очень полезную акцию.
- И когда же планируется запустить этот "агитпоезд"?
- Через полгода после начала финансирования. Будут деньги в Федеральной целевой программе "Культура России" - можно давать первый сигнал к отправлению.
- А от кого это зависит? Кто эту программу формирует?
- Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ по предложениям агентств. И я тоже вхожу в рабочую группу. Свою задачу я видела в том, чтобы везде, во всех разделах этой программы подчеркивать, что книга - это часть национальной культуры, причем очень весомая часть, и под нее необходимо тоже выделять средства. Понятно, что нужно реставрировать Большой театр и Мариинку, но при этом не следует забывать: человек, которому не привили с детства потребности в чтении, вряд ли найдет дорогу в театр (не говоря уже о дороге к храму).
- То есть на поддержку чтения деньги нужно выделять прежде всего?
- Безусловно! И наша позиция была принята во внимание, книга заняла определенное место в федеральной программе "Культура России", но сейчас идет бюджетный процесс, и сколько в ходе этого бюджетного процесса на поддержку чтения и книгоиздания останется, мы пока не знаем. Здесь очень важно правильное определение приоритетов. Что мне, например, не нравится в нынешней статистике? У нас из 90 тысяч названий вышедших книг только 6 тысяч названий - книги для детей. Это очень мало, и это внушает тревогу. Мы должны найти сотню способов стимулировать издание литературы для детей и юношества, поддерживать издание новых, оригинальных отечественных книг, написанных для сегодняшних детей.
Радует, что меньше стало переводных детских изданий (в основном научно-популярных книг), гораздо больше книг отечественных авторов, это новая тенденция рынка, касается она, кстати, и детективов - отечественный детектив уверенно на рынке лидирует.
- А какова ваша экспертная оценка издательского рынка в целом? Куда он двинется в обозримом будущем?
- Дело в том, что весь потенциальный рынок страны далеко еще не освоен, у этого рынка огромные резервы. Другое дело, что использование этих резервов требует создания соответствующей инфраструктуры. В любом районном центре должен быть крупный книжный магазин, построенный по сегодняшним технологиям, со свободным доступом к книгам, чтобы люди могли книгу взять в руки, полистать, а уже затем подойти с нею к кассе. И чтобы выбор книг приближался к ассортименту московских магазинов. Но инфраструктура, увы, отстает, поскольку процесс этот требует больших инвестиций и окупается не сразу. Естественно, и у фирм, вкладывающих деньги в развитие книгораспространительской сети ("Топ-Книга" в Новосибирске, "Мастер-Книга" в Москве и другие), денежные средства не бесконечны.
- А никаких серьезных внешних инвестиций на издательском рынке пока ведь не было в России?
- Ну почему, инвестиции были и есть, но они не меняли кардинально лицо книжного рынка страны. Может быть, сейчас приток инвесторов увеличится. Потому что программа приватизации предусматривает практически полный отказ от государственного книгоиздания, которое и сейчас уже играет на книжном рынке не такую большую роль. А те государственные издательства, которые остались, будут приватизированы в этом или в следующем году.
- Из больших государственных издательств осталось, кажется, одно "Просвещение" - крупнейшее на рынке учебной литературы. Кому оно достанется в ходе приватизации, пока неясно?
- Насчет "Просвещения" я не могу загадывать, это очень крупное издательство. Можно скорее предположить, что живой интерес будут представлять издательства небольшие, но с достаточно развитым и устойчивым бизнесом. А для того, чтобы приобрести "Просвещение", нужны очень значительные средства. Если будет конкуренция между потенциальными инвесторами, то цена издательства еще больше возрастет. Впрочем, на книжном рынке, а тем более на потребителе это не скажется. Уверена, что сегодня человек, или группа компаний, или какой-то зарубежный инвестор, задавшийся целью приобрести издательство "Просвещение", не пойдет по тому пути, который нередко проходили издательства "первой волны" приватизации. Издательство ни в коем случае не будет обескровлено, в помещении его не откроют казино.
- Приватизация "Просвещения" скорее даже простимулирует рынок учебников к дальнейшему развитию.
- Конечно. В этой сфере и сейчас достаточно высокая конкуренция, особенно между двумя самыми крупными игроками - частной "Дрофой" и государственным "Просвещением". Но, кстати, если издательство "Дрофа" захочет избавиться от конкурента путем его поглощения, оно неизбежно столкнется с Комитетом по антимонопольной политике. Потому что конкуренция обязательно должна быть, она движет рынком. И кто бы ни приобрел издательство "Просвещение", цель собственника будет та же, что сегодня у государства, - издавать качественную учебную литературу, которая будет пользоваться спросом в регионах нашей страны.
- А какие сегодня цели и функции у государства в сфере книгоиздания?
- Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес развивался и чтобы условия для его развития были созданы благоприятные. Например, на мой взгляд, на взгляд экспертов, необходимо еще больше понизить НДС на книги. В Евросоюзе рекомендованная ставка НДС на книжную продукцию - 5%. Эта цифра из расчетов родилась, из анализа книжной ситуации во всех европейских странах. А в Великобритании вообще на большинство книг НДС отсутствует. Так что и нам целесообразно стремиться хотя бы к европейским 5%. Определить оптимальные налоговые ставки, создать для всех участников рынка равные условия для развития - это функция государства. Иметь же ряд предприятий в собственности и ежегодно собирать с них отчеты да постоянно согласовывать различные бизнес-решения - это не функция государства. Кстати, и закон о федеральных государственных унитарных предприятиях значительно сужает их рыночные возможности. АО имеет этих хозяйственных возможностей гораздо более широкий спектр, чем ФГУП.
И вообще книгоиздание во всем мире нуждается в поддержке на государственном уровне. Это и облегченные налоговые схемы. И - чего нет, к сожалению, в нашей стране - более дешевые тарифы на пересылку книг (за рубежом, в том же Евросоюзе, они резко отличаются от пересылки, скажем, набора косметики; книгу, печатный материал вы отправите за копейки!). В принципе я не знаю ни одной страны, где книгоиздание развивалось бы само по себе, без государственной поддержки, и приносило бы огромные доходы. Такого, к сожалению, нет. Наверное, потому, что книгоиздание - это не только бизнес. Это еще и культурная, гуманитарная миссия. И занимаются изданием книг, как правило, не ушлые, практичные менеджеры, ищущие наиболее оптимальные объекты для вложения капитала, но энтузиасты. И важно вовремя протянуть им руку помощи на государственном уровне!