Минувшим летом мы уже рассказывали о том, как в день рождения Александры Марининой двое реальных московских журналистов стали героями ее тогда еще не написанной книжки (см. заметку "Как я стал прототипом" в "НГ-EL" от 24.06.2004). На днях в Музее истории московской милиции на Сретенке состоялась его презентация.
Книга называется "Замена объекта". И там действительно не самую важную, но вполне симпатичную роль играют представители прессы. Помогают главному (и новому для Марининой) герою, участковому Игорю Дорошину распутывать обстоятельства двойного убийства молодой жены успешного бизнесмена и ее шофера-охранника. Дорошин, правда, не совсем обычный участковый. Он сын известного оперного певца (то есть, что ни говори, "мажор"), сам пишет музыку, песни, материально зависит только от самого себя, ездит на BMW, а в милиции занимается на самом-то деле черт знает чем: помогает людям жить спокойно и счастливо, вместо заполнения многочисленных бумажек и прочей формалистики "работает с гражданами". Ему важнее спокойствие детей и стариков на вверенном участке московской земли, чем всякая отчетность. То есть участковый он плохой. О чем Маринина сразу и заявила.
Но - продолжила писательница: "Сегодня в государстве нет института, который бы целенаправленно защищал от преступности социально незащищенных людей. Они могут прийти в милицию и сказать, что им страшно, и им по вполне объективным причинам откажут в помощи. Я понимаю, что нельзя помочь всем, но мне очень жаль, что остается все меньше и меньше людей в милиции, которые по этому поводу испытывали бы искренние угрызения совести!"
Но новые герои Марининой именно таковы - совестливые и защищающие. Может быть, потому, что по сюжету каждый из них решает свои частные проблемы и, к примеру, личное счастье и спокойствие участкового Дорошина напрямую, как выясняется, связано с расследованием убийства. Насчет которого у Игоря имеется своя версия.
Не будем, конечно, рассказывать подробности интриги, сами почитаете. Мне лично понравилось! А на презентации присутствовали двое реальных участковых, два Саши из Раменок, и их уже самой Марининой пришлось защищать от нападок несознательных журналистов, которые своих участковых в глаза, конечно, не видели. Как и любой среднестатистический обыватель. Так что разговор о проблемах милиции неожиданно перешел для всех в личную плоскость. Думается, так Маринина и предполагала, и теперь она налаживает нормальную коммуникацию между гражданами общества и стражами его законов художественными средствами. Как и положено писателю.
А что касается светлых журналистских образвов... Будем стараться походить на героев правильных книг!