Литературная жизнь Москвы протекает довольно бурно и весьма многообразно. Однако в силу явного уклона в игрово-презентационную сторону и не менее явной склонности к ориентации на пусть и довольно широкий, но "свой" круг эта жизнь становится довольно однообразной и интересной только "посвященным". Эдакая расширенная веселая тусовка без возможности серьезно поговорить о серьезных вещах - о том, что на самом деле происходит с литературной жизнью и каково вообще положение литературы на сегодняшний день. Попытка восполнить этот пробел вызвала к жизни новую литературную прощадку - "Читательский клуб" (кураторы Евгения Воробьева и Людмила Вязмитинова), расположившийся в помещении Союза литераторов, в котором в 90-е годы функционировал известный всем любителям литературы Георгиевский клуб, чьи традиции новый клуб намерен продолжать и расширять.
Первая встреча "Читательского клуба" состоялась 18 марта (клуб планирует проводить свои заседания регулярно - в третью пятницу текущего месяца), и обсуждаемая на ней тема - "Современная литературная периодика: для кого?" - собрала довольно большое количество участников.
Дискуссия об "адресате" и статусе литературных изданий, о взаимоотношениях сетевых и бумажных проектов, об адекватной и неадекватной репрезентации ими современной литературы протекала довольно бурно, что неудивительно: эта тема едва ли не самая болезненная для нынешней литературы, в которой писатель пишет непонятно для кого, критик пишет непонятно для чего, а мнение читателя никому не известно.
Казалось бы, всем очевидно, что регулировать литературный процесс призваны именно периодические издания, однако этого не происходит. Почему - выяснилось в ходе полемики между представителями трех "сил" нынешней литературной периодики: "толстых" журналов, от имени которых выступал главный редактор "Нового мира" Андрей Василевский, так называемых "новых", которые были представлены в лице главного редактора "Вавилона" Дмитрия Кузьмина и сетевиков - Андрея Новикова и Юрия Ракиты, координаторов литературного интернет-проекта "Рукомос" и журнала "Сетевая поэзия".
Надо сказать, что выступления выпускающих "толстые" и "новые" издания были схожими по своей минорности. Андрей Василевский, сравнив "толстые" журналы с "фабриками, выпускающими продукт", признался, что "толстяки" "работают на остаток той огромной аудитории, которая когда-то получила прививку каждый месяц получать "толстый" журнал", и причины этому - чисто финансовые. Дмитрий Кузьмин, отдав дань уважения положению "фабрик", горько констатировал, что "новая периодика", несмотря на то что в отличие от "старой" она, казалось бы, выполняет задачи адекватного ориентирования читателя, также находится в кризисе по финансовым причинам. Выходов из создавшегося положения, по его мнению, два: компромисс между "толстыми" и "новыми" или нечто альтернативное, ориентированное на возможности интернета и глянца.