0
1078
Газета Факты, события Интернет-версия

17.03.2005 00:00:00

Айги и Гандлевский как живопись и музыка

Тэги: Полюса, оги


14 марта в клубе-кафе "ПирОГИ на Никольской" состоялся очередной вечер проекта "Полюса", которые на этот раз были представлены Сергеем Гандлевским и Геннадием Айги. Вечер получился удачный, и не столько потому, что выступающие на нем мэтры собрали зал, в котором яблоку было негде упасть.

Надо сказать, что по мере развития "Полюсов" постепенно выявляется идея, являющаяся фактически движущей силой этого проекта, а именно: попытка структурировать нынешнее литературное пространство. И неудивительно, что происходит это на материале поэзии - именно поэзия всегда находится на острие культурной ситуации.

На паре Гандлевский - Айги наконец-то сработало то, что условно можно назвать "старой" полюсностью, то есть привычное разделение на "традиционалистов" и "авангардистов". Представленный на вечере поэтический материал легко делится по этому признаку. У Гандлевского - плотный, могучий, плавно льющийся поток поэтической речи, находящийся в полном согласии с правилами грамматики русского языка и концентрирующий поэтическую мысль на зримой, земной жизни. Некоторый налет социальности только оттеняет направленность поэтического взгляда на выявление метафизической картины мира, скрытой за зримой. А находящееся внутри всего этого лирическое "я" занимает непоколебимо стоическую позицию. Сам Гандлевский обозначил ее как восприятие мира в качестве "суеты сует".

У Айги - чисто авангардистская манера сосредоточения на отдельных словах, которые повторяются, варьируются, как бы пробуются "на поэтический зуб". Его лирическое "я" путешествует в волшебной реальности, и эта реальность для "я" есть единственно достоверная.

Однако, как и все "полюса" до них, эта пара явно не хотела укладываться в прокрустово ложе "традиционализма-новаторства". Речь шла о наличии на сегодняшний день в поэзии (да и вообще в культуре) огромного количества всевозможных ветвящихся и переплетающихся традиций. В этой ситуации необходимы другие, новые критерии полюсности, поискам чего и посвящен проект "Полюса". И так же, как и на прошлом вечере (тогда выступали Татьяна Милова и Леонид Костюков), полюсность выступающих была обозначена ими самими. На этот раз ее сформулировал Геннадий Айги: это обращение, с одной стороны, к музыке, с другой - к живописным средствам. Причем факт обращения к тому или другому не важен сам по себе, поскольку определяется врожденными способностями автора, важна "подлинность" поэтического текста.

Иными словами, поиск критериев, позволяющих каким-либо образом упорядочить картину нынешнего литературного пространства, продолжается, отсылая к озвученному все на тех же "Полюсах" делению Дмитрия Воденникова на "живое" и "неживое". Деление это, с одной стороны, весьма неопределенное, но с другой - очень точное, поскольку отражает наличие (или отсутствие) устойчивых связей с истинной структурой мира. Стремлением к этому ознаменовались

90-е годы, приведя в конце концов к нынешнему положению дел, состояние которых и пытаются осмыслить устроители и участники "Полюсов".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1778
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1116
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
811
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1096

Другие новости