19 января в книжном магазине клуба "Билингва" прошла встреча с редакцией журнала "Нового мира", посвященная его 80-летию. "Поэтическо-литературно-критический" вечер открыл главный редактор издания Андрей Василевский. Он рассказал об особенностях отношений между журналом и авторами; сравнил "Новый мир" с Большим театром, потому что "когда какой-то институт существует и функционирует без перерыва на протяжении большого срока, то он сам по себе приобретает культурное значение".
Присутствовавший Евгений Рейн признался, что всегда полагал "Новый мир" лучшим журналом России, вспомнил, что журнал выписывали еще его родители, а потом поделился, что за право печататься в "Новом мире" он боролся невероятно долго: первая попытка пробиться на страницы "Нового мира" была предпринята еще в 1958-м, а первая публикация появилась лишь в 1988-м, спустя 30 (!) лет. Также Евгений Рейн впервые поведал о том, как 26 мая 1972 г. "спас "Новый мир" от чудовищного скандала". Оказывается, уезжавший за границу Иосиф Бродский собирался "набить морду в кровь" Евгению Винокурову за то, что тот 15 лет продержал его стихи под спудом, да так и не напечатал┘ Остудить авторский гнев удалось лишь чудом.
Нынешний завотделом поэзии "Нового мира" Юрий Кублановский приоткрыл тайну стратегических новомировских запасов: "Сейчас у нас в портфеле примерно две с половиной тысячи рукописей, из них хороших - двести. Можем печатать по 4-5 авторов в номере, так что мы обеспечены рукописями до середины XXI века. Это не значит, что все забито. Любой свежий, яркий автор найдет место вне очереди. У нас нет никакого блата, никакой номенклатурной фишки, мы печатаем все талантливое, все способное, причем в широкой амплитуде - от традиционалистов до авангардистов. Лишь бы были стихи хорошие┘"
Потом боролись за тишину и беседовали о понятиях: о соотношении верлибров и регулярных рифмованных стихов, о границе между поэтической традицией и "зоной распада", о векторах чтения и об отсутствии таких векторов, о "бытовании поэтической темы на страницах журнала", о читателях. Участники вечера отвечали на вопросы, а потом звучали стихи в исполнении Владимира Губайловского, Юрия Кублановского, Ирины Ермаковой. Короче, живой литературный процесс шел своим чередом┘
Возник отдельный разговор о проекте "Звучащая поэзия". Заражая любовью к своему делу, Павел Крючков демонстрировал присутствующим записи голосов Уайльда, Аполлинера, Борхеса, Йейтса, Одена, Набокова, Липкина, Хвостенко и др.
Уютная атмосфера вечера располагала к благодушию. Было приятно наблюдать, что весьма солидный возраст издания не мешает "генералам от литературы" непринужденно балагурить. В общем, свой юбилей журнал, который сыграл значительную роль не только в литературе, но и в истории нашей страны, отмечает вполне современно.