Парад-алле участников проекта "Полюса", имевший место на годовщине этого проекта в "Пирогах на Никольской" 12 января, наводит на множество самых противоречивых мыслей. Конечно, видеть и слушать такое количество хороших и при этом весьма отличающихся друг от друга поэтов - занятие приятное и достойное. Особенно если учесть, что действо это было заранее продумано и организовано практически как шоу. Ни длиннот, ни пауз, довольно эффектные выходы состоявшихся "звезд", перемежаемые так называемыми анонсами - выходами будущих "звезд" проекта.
Сам проект вызывает безусловное уважение к работе организаторов литературной программы клубов "ОГИ" Юрия Цветкова и Данилы Файзова. Невольно сидишь и думаешь: вот ведь реализованные веяния времени, не скучное мероприятие с чередой читающих, а шоу, на котором выступающие перебрасываются репликами с залом, читают и комментируют не только свои стихи, но и чужие, и так далее. Обстановка самая непринужденная, и информации серьезной достаточно.
Однако по мере продолжения праздника - и организаторы тут ни при чем, это время такое, - ловишь себя на мысли, что все чаще на ум приходит катахреза "однообразное разнообразие". Выходят автор за автором, такие хорошие и разные, зал чутко реагирует на каждого, и каждый - в ударных местах - получает свою долю радушных и искренних приветствий. Неудивительно, что автор идеи проекта поэт Иван Волков сказал, что ему не нравится название "Полюса", точнее было бы назвать проект "Стереоэффекты", поскольку он с самого начала имел в виду "переключение внимания зрителя".
Именно это и имеет место быть, а вовсе не некие "дуэли, ринги, драки", как это было заявлено в пресс-релизе первого вечера проекта "Полюса" и чего не было уже на этом первом вечере, в ходе которого "полюса" Дмитрий Воденников и Максим Амелин всячески подчеркивали хорошее отношение к творчеству друг друга. А вот "стереоэффекты" увеличивались от вечера к вечеру и на годовщине проекта достигли апогея: стихи звучали вплоть до пушкинских (в исполнении Дмитрия Александровича Пригова). Тем не менее название "Полюса" оправданно, если вспомнить о глобализации. В ходе этого процесса мир из двух- или трехполюсного становится многополюсным. Иными словами, каждый представляет из себя некий полюс. Что мы, фактически, и имеем на сегодняшний день. Кирилл Ковальджи по этому поводу высказался, что поэзия еще сама не знает, какой она будет в XXI веке.
Может быть, ситуацию более точно описывает название сборника поэтов, выпущенного премией "Дебют" - "Братская колыбель". Во всяком случае, на сегодняшний день публикой приветствуется любое профессионально достойное выражение искреннего личного чувства - любого эстетического оформления. И с одной стороны, можно порадоваться вместе с Маяковским: много поэтов, хороших и разных. А с другой - понимаешь тех, кто ратует за битвы, полемические отклики и прочее: действительно, нет некого напряжения противостояния, продуктивного для продвижения вперед. И Глеб Шульпяков, участник единственно скандального вечера "Полюсов", вдруг говорит о замкнутости системы и о положительности "бития в морду". Кто прав - рассудит история. А пока - если кто-то заявляет, что, мол, вот этого поэта не пригласят на "Полюса", хочется возразить: отчего же, заяви, обоснуй, скажи, что он будет хорош в паре с тобой или кем-либо... А мы все искренне порадуемся еще одному стереоэффекту.