19 ноября в Центральном доме литераторов члены новоявленной "Группы 17 реалистов" вместе с единомышленниками возвестили приход нового реалистического утра. Фамилии всех семнадцати никто не оглашал, да и символика самого числа "семнадцать" осталась наполовину неразгаданной - все понимали, что основная цель собрания не в числе и не в фамилиях, а в чествовании зарождающегося, пардон, возрождающегося реализма. Термин "новый реализм", вызывающий там и тут дебаты о своей сомнительности, относительности и происхождении, все же состоялся. Теперь литераторов занимает развитие течения.
Вел вечер организатор группы, писатель Петр Алешкин вместе с главредом журнала "Поэзия" Львом Котюковым. Зачитывали манифест писателей-реалистов, разработанный еще на последней Франкфуртской книжной ярмарке. Как и во всех манифестах, здесь были и призыв, и восклицательность, предлагалось ликвидировать криминализм, антиэстетизм, иронично-несерьезные начала в литературе и сделать ее искренней. Кем-то были вспомянуты цитаты из франкфуртских газет - о том, что из России пахнуло свежим ветерком. Ветерком реализма.
В продолговатом чреве Малого зала булькали переваривающиеся мысли - разнообразная публика от Романа Сечина до Валерия Хатюшина горела энтузиазмом. Выступал председатель Московской писательской организации и профессор Литинститута Владимир Гусев. Убеждал собравшихся искать мистику не в вымышленных, а в существующих измерениях - в строении земного ядра и в разрезе листика, добавив, что публике сейчас нужна тургеневская "Ася".
На примере текстов молодых авторов, участвующих в различных литературных конкурсах, слетах, в Четвертом писательском форуме в Липках, видно, насколько выросли акции реализма. Это отметил и выступивший одним из последних Сергей Шаргунов. Вторичная, построенная на искажении классики литература постмодернизма от концептуалистов в прозе до макаронистов в поэзии уступает место первичной к объективному миру литературе реализма, отображающей мир таким, каков он есть, без игры и кривляний.
Однако эта игра дала нам не одного талантливого писателя. К сожалению, как и отметила во время последовавшего застолья Анна Козлова, реализм пока не может предложить по-настоящему достойной альтернативы. Однако силы и данные для этого, безусловно, есть, даже застолье обернулось неким бахтинским карнавалом. "Тризной по постмодернизму", как сказал Сергей Шаргунов.
Осталось лишь ждать, когда выйдет "Ася". Бог даст, доживем.