"Книга эта не разлетится по листочку, если даже ее носить в рюкзаке. Тираж таков, что не нужно будет снова и снова красть ее из библиотек, - как когда-то в далекие восьмидесятые┘" - эти слова Екатерины Орловой (известного литературоведа и критика) задали тон всему вечеру в клубе "Билингва", где в прошлый четверг Татьяна Бек представляла свое Избранное - "Сагу с помарками".
Точнее было бы даже сказать, что наоборот - книга, включившая в себя все поэтические сборники за тридцать предыдущих лет, представляла автора: вот юность "Скворешников" 1974 года (деревянный домик однажды станет узок), "Снегирь" 1980-го (птица разбила его крылом и впервые услышала свое имя), "Замысел" 1987-го (позвавший ее в путь), "Смешанный лес" 1993-го (в пути легко сбиться с маршрута), "Облака сквозь деревья" 1997-го (а по небу - найти новый), "Узор из трещин" 2002-го (┘или - по собственной руке в перекрестьях вен), "Отсебятина" 2004-го (вернуться и раздать, что собрала на свете).
Олег Клинг - модератор презентации - с самого начала дал ловкий филологический крен, приобщив Бек к Парнасу Серебряного века. Вообще можно было смело верить в волшебство: правильно сказал, дорвавшись до микрофона, Сергей Арутюнов (ученик Бек и постоянный автор ее полосы в нашей газете), "Сага с помарками" - живая. И не только потому, что уже в названии реабилитирует несовершенство любой - человеческой и творческой - природы. А просто и потому, что зал, сидевший друг у друга на головах (мест катастрофически не хватало), глядел сплошными прототипами. Буквально встал со стула и проиллюстрировал!
Орлова, замкнувшая том послесловием, привнесла в эту встречу атмосферу журфака МГУ, на котором однажды училась поэтесса. Она привела с собой своих первокурсников!
Потом - пытались читать свои посвящения героине, даже фотографироваться с ней. Количество желающих получить фотонетленку грозило опошлить все происходящее до аттракциона. Но, как всегда, спас┘ штоф с вином, припасенный к фуршету.
Инга Кузнецова, Максим Амелин, Илья Фаликов скромно избегали пафоса в стороне, дожидаясь конца мероприятия. А представители издательства - те избежали его совсем. Не пришел ни один. Наверное, не поверили, что такое - бывает.